«Оскар» за лучший фильм года, а также статуэтки за оригинальный сценарий и мужскую роль второго плана достались «Зеленой книге» Питера Фаррелли.
Трагикомедия о гастрольном путешествии в начале 1960-х утонченного пианиста-афроамериканца и его белого водителя с расистскими наклонностями расколола зрителей на два лагеря.
«Зеленая книга» — название путеводителя, издававшегося с 1936 по 1966 год. В нем можно было найти перечень гостиниц и кафе, где чернокожим не отказывали в обслуживании в те времена, когда сегрегация в США еще вовсю процветала. Без этого справочника путешествие героев картины Питера Фаррелли по южным штатам Америки было бы еще более опасным и унизительным. Эти герои — реально существовавшие люди доктор Дон Ширли и Тони «Болтун» Валлелонга. Первый — талантливейший пианист и композитор-афроамериканец, выпускник Ленинградской консерватории, эстет и перфекционист, которого неимоверно ценил, например, Игорь Стравинский. Его изображает стремительно ставший звездой Махершала Али, завоевавший благодаря этой роли уже второй «Оскар» за три года. Второй — простой итальянец из Бронкса, вышибала в знаменитом клубе «Копакабана». Примерный семьянин и хороший парень, которого при всем при том вполне можно назвать расистом: стаканы, из которых пили чернокожие посетители его дома, он выбрасывает. Болтуна, умеющего не только работать кулаками (при служебной необходимости), но и заговаривать любому зубы, сыграл датчанин Вигго Мортенсен. Увы, ему статуэтка американской Киноакадемии вновь не досталась, хотя не поверить его персонажу просто невозможно. Хочется упомянуть и Линду Карделлини, которая перевоплощается в жену Болтуна и даже носит реальные бусы, принадлежавшие прототипу ее героини. Любое появление звезды культового сериала «Фрики и гики» на экране — большая радость для ценителей.
После премьеры на кинофестивале в Торонто за «Зеленой книгой» закрепился статус «crowd pleaser» — картины, которая нравится решительно всем. Собственно, из Торонто фильм Питера Фаррелли увез приз зрительских симпатий, то есть главную награду смотра, предвещающую обыкновенно и «оскаровский» успех. Не очароваться «Зеленой книгой» действительно сложно.
Во-первых, несмотря на социально значимые темы, эта картина еще и очень забавная — юмор рождается благодаря полярности персонажей. Дон Ширли, например, никогда не ел куриных крылышек, а Тони впервые слышит от пианиста фамилию Шопен и, не расслышав, величает его Джо Пенном. В конце концов, режиссер Питер Фаррелли ведь собаку съел на комедиях. Вместе с братом Бобом он сотворил все самые неполиткорректные и непристойные комедии 1990-х — «Тупой и еще тупее», «Кое-что о Мэри» и так далее. Удивительно другое — как Фаррелли удалось сделать фильм настолько отличный от всего того, что он снимал раньше.
Во-вторых, «Зеленая книга» поднимает чрезвычайно важные, актуальные и для современности вопросы. Дон Ширли нанимает Тони в качестве водителя и телохранителя, и, разумеется, во время гастролей по расистским южным штатам они сталкиваются с массой проблем. То Ширли не разрешат примерить в магазине костюм, то не пустят в туалет, предназначенный только для белых, а то и вовсе изобьют. Конечно, уже в начале картины понятно, что постепенно Тони, который становится свидетелем такого отношения к своему боссу, преодолеет свои предрассудки. Дон, в свою очередь, тоже перестанет смотреть на своего водителя свысока и проникнется к нему истинной симпатией. «Зеленая книга» не в последнюю очередь посвящена рождению крепкой и трогательной мужской дружбы. Герои вырабатывают очень ценную и столь редкую в наше время способность слышать друг друга и принимать прежде чуждую точку зрения. Как этого добиться? Сценаристы картины полагают, что, чем больше времени вы проводите с не похожим на вас человеком, чем больше его узнаете, тем выше шансы обрести взаимопонимание. Например, персонаж Мортенсена нормально относится к людям нетрадиционной ориентации — просто потому, что постоянно сталкивался с ними на работе в клубе. Кстати, Дон Ширли отправляется в заведомо неприятную и опасную поездку, вероятно, и ради того, чтобы менять негативное представление местных жителей о чернокожих.
Иными словами, «Зеленая книга» и приятна, и полезна. Казалось бы, что еще нужно? У картины, тем временем, много недоброжелателей, и их аргументы вполне убедительны. Фильм парадоксальным образом называют расистским. Один из главных тезисов (он приведен, например, в статье американского Esquire): Дон Ширли представлен в «Зеленой книге» как совершенно нетипичный афроамериканец, максимально далекий от своего народа — в то время как он был отнюдь не единственным чернокожим, знавшим множество иностранных языков и любившим классическую музыку. Оскорбительно уже то, что такой человек, с точки зрения авторов картины, подобен НЛО. Самый знаменитый афроамериканский режиссер Спайк Ли, получивший в этом году «Оскар» за адаптированный сценарий к фильму «Черный клановец», был так возмущен победой «Зеленой книги», что хотел покинуть зал. Кстати, еще одна волна осуждений фильма связана с тем, что Дон Ширли в принципе показан абсолютно неверно.
Сын Тони Болтуна Ник Валлелонга был одним из авторов сценария «Зеленой книги», и все, что касается его отца и его семьи, в ленте максимально достоверно. С родственниками же Дона Ширли никто не консультировался, и один из его братьев утверждает, что музыкант не дал в свое время разрешения снимать о себе кино. Более того: члены семьи доктора уверены, что никакой дружбы между Тони и Доном никогда не было — только рабочие отношения. Кроме того, Ширли не был далек от своей культуры — он дружил с Ниной Симон, Дюком Эллингтоном и Мартином Лютером-Кингом, участвовал в борьбе за гражданские права. И Бог бы с этими неточностями — это же кино, в конце концов — но поскольку все то, что связано с семьей Тони, при этом воссоздано скрупулезно, ситуация и впрямь выглядит не слишком этично.