Сегодня у Вуди Аллена юбилей — ему исполнилось 80 лет. Разменяв девятый десяток, он все так же снимает кино, пишет пьесы и сценарии, любит женщин и рассуждает о жизни.
Posta-Magazine вспоминает
самые интересные его высказывания.
На все случаи жизни.
Не помню точно, какой из фильмов Вуди Аллена «зацепил» меня когда-то впервые. Но это совершенно точно были или «Сенсация» или «Матч-поинт» — именно с них началось наше знакомство. Потом я собрала всю коллекцию его фильмов, пересматривала каждый по несколько раз. Смеялась, плакала, удивлялась, радовалась, грустила, — словом, испытывала самый широкий спектр эмоций. А потом у нас стали издавать его книги — небольшие сборники пьес. Зачитывалась и перечитывала. Прямо в книге выделяла самые любимые мысли, хотя цитировать великих не люблю. Просто для осмысления это делала.
В Вуди Аллене вообще очень много для осмысления. Потому что все про жизнь, наверное. Про обычных людей. Влюбленный найдет здесь что-то для себя, преступник может обратить внимание, чем чреваты преступления, психически неуравновешенный, возможно, вовремя обратится к специалисту (хотя это вряд ли), ну а интеллектуалу, конечно же, будет над чем поразмыслить и обсудить с друзьями. Потому что фильмы Вуди Аллена невозможно не обсуждать. Ну не оставляют они равнодушными. Казалось бы, он же «строгает» их, как заправский ремесленник — по фильму в год, можно было бы поизноситься. Но нет — это не про него.
Видимо, секрет успеха этого человека в том, что он снимает о том, что ему действительно интересно. Не конъюнктурит, как некоторые коллеги, но показывает то, что волнует. И даже шутит по этому поводу. А может, и не шутит. «Актеры, — говорит, — работают со мной, только если у них перерыв между более соблазнительными проектами. Если я звоню актеру одновременно со Спилбергом или Скорсезе, он и не подумает идти ко мне. Зато все меняется после того, как он заканчивает картину, заработав свои миллионы. Тогда актер звонит мне и говорит: „Эй, Вуди, ты как-то звал меня посниматься у себя — так вот я совершенно свободен“».
Как бы там ни было, снимаются у Вуди Аллена только самые лучшие. И, смею надеяться, эта тенденция в ближайшие годы сохраниться.
О себе:
Из всех знаменитых людей прошлого я больше всего хотел бы быть Сократом. Не просто потому, что он прославился как великий мыслитель: в сущности, мне самому тоже принадлежит немало любопытных идей (правда, все они касаются шведских стюардесс, черных чулочков и наручников).
О весе:
Уверен: если бы мой жир умел говорить, он бы рассказал, что такое вечное одиночество — а заодно научил бы вас делать бумажные кораблики.
О любви:
Что лучше — любить или быть любимым? Ни то, ни другое, если холестерин у вас больше шестисот.
Любить и восхищаться — вещи совершенно разные, ибо восхищаться можно на расстоянии, а любить — только находясь с предметом любви в одной комнате, а еще лучше — в одном платяном шкафу.
Как люди могут прожить вместе сорок лет? Вот настоящее чудо — что там расступившиеся воды Красного моря?
О безумии:
Безумие вещь относительная. Кто посмеет утверждать, что он вполне нормален?
Маниакальная склонность к логике — удел ограниченных умов.
О людях:
Теория человеческого поведения. Почему некоторых людей называют «милыми», в то время как другим очень хочется дать по морде? Действительно ли существует непроходимая пропасть между духом и телом, и если действительно, то чем лучше обладать?
Неужели все люди делятся на хороших и плохих? Хорошим лучше спится, зато плохие с большим удовольствием просыпаются по утрам.
Людей никогда не оскорбляет слабость: они ненавидят за силу.
Вуди с экс-женой Мией Фэрроу и детьми. Крайняя справа — приемная дочь пары Сун-и Превен, ставшая потом женой режиссера
О героях:
Девушка приводит хахаля знакомиться с предками: “Мамуля, папуля, это Макс, у него небольшой маниакально-депрессивный психоз». Можешь себе представить: единственное дитя собирается замуж за психа, который по понедельникам будет прыгать с крыши Крайслер Билдинг, а по вторникам скупать все подряд в «Блуминдейле». Но скажи она «знакомьтесь: Макс, у него биполярное расстройство» — и это уже звучит почти героически. Перед нами — отважный полярник.
О женщинах:
Все-таки если девушка выглядит более уместной в винном соусе, нежели в вечернем платье, то дело плохо.
Это очень хорошо, когда днем твоя жена — интеллигентная женщина и хорошая мать, а по ночам — разнузданная извращенка.
с Мариэль Хэмингуэй
О Вселенной:
Вопрос стоит так: есть ли разумные существа во Вселенной? И если да — есть ли у них лазерное оружие?
Даже остановившиеся часы два раза в день показывают правильное время.
Нет никаких сомнений, что удивительное рядом. Единственный вопрос — есть ли там парковка и до которого часа открыто.
Любопытный факт: по мнению сегодняшних астрономов, Вселенная не бесконечна. Это чрезвычайно ободряющая весть, особенно для тех, кто никогда не помнит, куда дел ключи.
Об иллюзиях:
Меня мучают сомнения. Что, если все на свете иллюзия, и мы находимся в вакууме? Зачем тогда было покупать ковер за такие деньги? Ах, если бы Бог дал мне какой-нибудь знак! В виде солидного счета в швейцарском банке, например.
Скарлет Йоххансон снялась у Аллена в нескольких фильмах
О судьбе:
Судьба играет человеком — иногда ласково, иногда весьма жестоко, — я лично никогда не считал, что жизнь большой подарок. Жизнь — это страдание, это приговор, мучительное, изощренное наказание.
Вуди Аллен с женой и их приемной дочерью
О мечтах:
Мечты есть мечты. Мечты не значит планы.
В жизни обязательно должно быть немного вымысла. Правда в больших количествах отвратительна.
С Шарлоттой Рэмплинг
О старости:
Не старость является самым верным признаком зрелости, а умение не растеряться, проснувшись на оживленной улице в центре города в одних трусах.
О смерти:
Человек не может объективно переживать собственную смерть и при этом продолжать насвистывать.
Я не боюсь умирать, просто не хочется при этом присутствовать.
Детали от Posta-Magazine:
В материале были использованы цитаты из сборников Вуди Аллена: «Сводя счеты»: «Записки городского невротика», «Шутки господа», «Побочные эффекты», «Без перерыва».