На днях состоялась долгожданная премьера первой серии четвертого сезона американского сериала The Affair, в России известного как «Любовники».
Рассказываем, стоит ли его смотреть, и пытаемся разобраться, будет ли до конца этого лета поставлена точка в отношениях семей, запутавшихся в любви и ненависти друг к другу.
С точки зрения популярности сериал «Любовники» вряд ли можно сравнить с «Игрой престолов» или «Миром Дикого Запада». Вместе с тем не будет преувеличением сказать, что, выйдя на экраны осенью 2014 года, он в некотором роде стал сенсацией. Аудиторию подкупил и необычный художественный прием — показывать события не с одной, а сразу с нескольких точек зрения, и детективная интрига, и прекрасный актерский состав.
Случайная связь Элисон Локхарт (Рут Уилсон) и Ноа Соллоуэя (Доминик Уэст), возникшая, как поначалу казалось, на пустом месте, к концу первого сезона переросла в подлинную драму — то ли в психологическую, то ли в криминальную. Страдали все: и сами любовники, и их вторые половины — Хелен (Мора Тирни) и Коул (Джошуа Джексон), которые из полуэпизодических персонажей со временем превратились в полноценных участников событий, и дети, и другие родственники.
Создатели сериала Сара Трим и Хагай Леви красиво и жестоко открыли нам несколько простых истин — ну, или напомнили о них тем из нас, кто уже и так был в курсе. Во-первых, все тайное рано или поздно становится явным. Во-вторых, не существует «объективной» правды. Наконец, в-третьих, поступками людей иногда руководят настолько сложные, не до конца осознаваемые мотивы, что пытаться разобраться в них — себе дороже. В то же время без искреннего желания понять, почему близкий человек ведет себя так, а не иначе, невозможно построить ни семью, ни дружбу, ни адюльтер.
Увы, даже самый интересный прием приедается, если использовать его постоянно. Рано или поздно зрителю должно было надоесть играть в Эркюля Пуаро и сравнивать «показания» Ноа и Элисон в надежде разобраться, кто из них переврал слова другого, а кто увидел платье более коротким, чем оно было на самом деле. Кроме того, чем больше альтернативных точек зрения в истории появлялось,
тем больше «Любовники» напоминали «обычный» сериал.
Да и после того, как преступление, объединившее две супружеские пары, было так или иначе раскрыто, накал страстей предсказуемо упал, и сценаристам пришлось искать способы оживить сюжет. Делали они это как будто в легкой панике, слишком прямолинейно — то обнаруживая у Ноа мрачное прошлое, то добавляя новых, обаятельных, но часто не особенно оправдывающих свое нахождение в художественном мире сериала персонажей.
Если пугающе сексуальный хирург Вик (Омар Метуолли), новый бойфренд Хелен, постепенно прижился, то профессор Жюльет Ле Галь, сыгранная французско-швейцарской актрисой Ирен Жакоб, появилась как будто только для того, чтобы съемочная группа смогла с чистой совестью слетать в Париж и отдохнуть от американского ада, который сама же и придумала. Отдельное спасибо за Брендана Фрейзера в роли надсмотрщика в тюрьме, где сидел Ноа: теперь мы знаем, что аполлоноподобный Джордж из джунглей превратился в неприятного, обрюзгшего дядьку. Все, детство кончилось.
В результате третий сезон «Любовников» получил самые низкие рейтинги, хотя закончился он, надо сказать, очень удачно, и его последняя серия вполне могла бы стать достойным завершающим аккордом всего сериала. Хелен, похоже, решилась строить жизнь уже без оглядки на бывшего мужа. Линия Элисон пришла к тому, что от психологических проблем ей не убежать, свалить их решение на Коула тоже не получится, и ей придется нести ответственность за свое состояние, чтобы иметь возможность общаться с дочерью. А Ноа склонился над разбитым корытом. Так ему и надо.
Но в Showtime решили, что этого недостаточно. Судя по первой серии четвертого сезона, режиссеры и сценаристы мечтают исправить ошибки, в результате которых даже поклонники сериала прошлой зимой вопили: «Доколе?!» Чтобы встряхнуть композицию, действие частично перенесли в Лос-Анджелес: туда перебрались Хелен с Виком, а вслед за ними и Ноа, который хочет поддерживать контакт с детьми и в целом попытаться начать новую жизнь, но получается у него так себе. Как, в общем-то, и у Хелен, которая под маской довольной жизнью женщины скрывает целый ворох тревог.
На первый взгляд, ничего нового — особенно учитывая, что линии Элисон и Коула пусть и обещают очередной финт в сторону детективного триллера, но пока только мотыльками мелькают на заднем плане. С другой стороны, создатели сериала, похоже, решили пересмотреть свой взгляд на Ноа, который на протяжении долгого времени оставался главной проблемой «Любовников» — во всех смыслах. Страданиям этого далеко не юного Вертера уделялось слишком много внимания, а такое публика прощает редко, если в сериале есть другие персонажи — не только более приятные, но и более перспективные.
Особенно досадно было, что сценаристы в какой-то момент практически потеряли в сюжете Элисон. Рут Уилсон — актриса удивительно пластичная, интересная, не вымученно, а по-настоящему загадочная. Несмотря на броскую, характерную внешность злодейки, она с равным мастерством может перевоплотиться и в тихоню Джейн Эйр, и в психопатку Элис Морган, и в официантку из курортного местечка на берегу Атлантики, пробующую справиться с гибелью сына разными способами: от членовредительства до, собственно, измены. И в этой потере тоже виноват Ноа, который почему-то показался Саре Трим пупом вселенной «Любовников».
К счастью, теперь мы видим Ноа примерно в тех же красках, что и в первом сезоне: не страдальцем с большой буквы, которого как будто просто выбрали на роль такового, а более-менее обычным мужчиной средних лет. Он порядком напортачил в прошлом и разбирается с последствиями. С кем не бывает. На его фоне переживания Хелен выглядят куда более объемными. Именно этого качества — объема — отчаянно не хватало прошлому сезону. Достигается оно в том числе за счет нелинейности повествования, и Сара Трим обещает, что теперь в нем недостатка не будет. Одним словом, старые новые «Любовники» не то чтобы сильно интригуют, но обнадеживают. А значит, мы будем плакать, колоться, но продолжать есть этот кактус.