В каждом человеке — целая книга. В наше время это правило распространяется и на приложения. Главное, суметь раскрыть свой потенциал в этот цифровой век.
Руководство по реализации
своего цифрового потенциала для самых амбициозных.
Дневник? Х-ха! Кому он нужен в наши дни? У нас вся необходимая информация на одном маленьком девайсе: путешествия, погода, словарь и фазы луны. Наши приложения для мобильников и планшетов вызывают вместо нас такси, позволяют проводить банковские операции по дороге на работу и показывают нам жизненно необходимые смешные картинки вроде кота в коробке из-под сухого завтрака. Эти программки настолько вездесущи и всемогущи, что, скорее всего, они никогда не исчезнут. Если верить прогнозам, то лишь в этом году будет скачано 70 миллиардов приложений — по 10 на каждого жителя земли. Так что нельзя больше тянуть с реализацией вашей гениальной идеи — пора, наконец, претворить в жизнь придуманное вами приложение.
Уже 800 тыс. приложений доступно в App Store, а Google Play предполагает перейти миллионную отметку в июне. Но не дайте статистике вас запугать: потенциальные прибыли не менее впечатляют.
В прошлом году игра Draw Something была продана конкурирующему разработчику за 180 миллионов долларов спустя шесть недель после запуска, а Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) купил Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) за 950 миллионов долларов — огромные деньги для бесплатно скачиваемого приложения. Clash Of Clans, один из бестселлеров Apple за 2012 год, на пике популярности приносил своим создателям 500 тыс. долларов в день, а в январе нынешнего года компания OpenTable заявила о приобретении кулинарного приложения для соцсетей Foodspotting за 10 миллионов долларов — через два года после его появления. С другой стороны, по данным аналитиков мобильного рынка компании Adeven, две трети приложений для эппловской операционной системы iOS не скачивались ни разу — таким присваивается статус «зомби».
Если вы предпочитаете действовать осторожно, CEO компании App Empire Чэд Мурета рекомендует подражать чужим приложениям, которые постоянно входят в десятку лидеров. Но не бойтесь доверять интуиции и пробовать что-то новое и неизведанное. Вряд ли, скажем, вы подозревали о существовании рынка для катапультируемых птиц-камикадзе и атак на свиней, пока не появилась миллиардная империя Angry Birds. Необязательна и абсолютная новизна вашей концепции. «Если вы считаете, что сможете делать что-либо лучше и быстрее, чем другие — действуйте», — говорит Оуэн Смит, менеджер коммерческого развития Spotify.
По прогнозам компании Gartner, занимающейся исследованиями в сфере технологий, рынок мобильных приложений достигнет в этом году объема в 25 миллионов долларов — но кто не рискует, тому из них ничего не достанется. Для запуска нового бизнеса достаточно одной хорошей идеи, к тому же сейчас к вашим услугам инструменты и сети поддержки в таком количестве, которого никогда раньше не было. Йэйн Додсворт в 2011 году продал Твиттеру свое приложение Tweetdeck за 40 миллионов долларов: «Отличные идеи для приложений возникают каждый день у множества людей, и лишь ничтожная доля их реализует. Даже те, кто уже создали свое приложение, иногда задерживают выпуск и тем самым упускают возможности». Онлайн-экономика составляет все большую долю ВВП — сделайте мечты реальностью уже в нынешнем году. Пошаговое руководство поможет вам в этом.
1. Решите, какова ваша цель
Ваши цели неизбежно влияют на ваши решения, будь вы «решатель проблем» по призванию или серийный предприниматель. Если у вас на руках настоящие инновации, вам понадобятся время, терпение и инвестиции. Компания Rovio потратила восемь месяцев и 130 000 долларов на разработку Angry Birds, но их упорство окупилось. Если вам важна быстрая прибыль, не создавайте приложение, которому требуется особый уход — такие программы как Evernote хранят данные на сервере и их дорого поддерживать. Если вам нужно простое приложение для поддержки вашего сайта, вам помогут сервисы «сделай сам» вроде App Builder (www.theappbuilder.com). Агентство Mobile Backstage (www.mobilebackstage.com) разрабатывает довольно базовые приложения для продвижения музыкантов и художников, таких как Mumford & Sons и Jessie J.
2. Узнайте расходы
Затраты по методу «сделай сам» исчисляются сотнями долларов, простые приложения от разработчиков-фрилансеров (таких можно найти, разместив объявления на сайтах по поиску работы) будут стоить несколько тысяч, а приложения с базой данных — начиная от 7-8 тысяч долларов. Разброс цен на игры непредсказуем. Как говорит Оуэн Смит из Spotify: «Если это что-то вроде Angry Birds, то расходы велики, но поскольку вы делаете нечто новое, есть вероятность более высокой прибыли». Считается, что сложное уникальное предложение с отличным функционалом найдет на рынке больше места и спроса. Например, Khush использует программное обеспечение с голосовым управлением, сочиняя аккомпанемент для вашего пения — предложение, не имеющее аналогов. Если вашей собственной компетентности не хватает, агентства вроде The Connected Set (www.theconnectedset.tv) предлагают полный спектр услуг, но это обойдется дороже, чем фрилансеры. В любом случае обязательно зарегистрируйте себя в качестве разработчика (это стоит £16 на Google Play, £64 для iOS).
Создание полноценного приложения может затянуться на месяцы, но если вам понадобятся инвестиции, постройте базовую версию, чтобы показать свою концепцию. Александра Чонг, основательница Luluvise, социальной сети «только для женщин», сама оплатила ранний прототип, с помощью которого удалось привлечь инвестиции почти на миллион долларов. Йэйн Додсворт советует приступить к этой стадии как можно скорее: «Сделайте маленькую версию программы, чтобы был очевиден предполагаемый эффект. Покажите ее как можно большему количеству своих будущих пользователей, посмотрите, как они обращаются с приложением и чего от него ожидают». Инвесторов в поисках новых прорывов хватает с избытком: например, Seedcamp (www.seedcamp.com) — крупнейшая в Европе менторская программа для стартапов, инвестирующая, как правило, 50 тыс. евро за акционерскую долю, или недавно запущенный проект Connect Ventures (www.connectventures.co.uk), вкладывающий средства в мобильные и веб-компании.
3. Протестируйте рынок
Испытайте свою идею на друзьях и целевой аудитории — в случае Luluvise это были фокус-группы из студентов Лондонского университета. Но не бойтесь обращаться к профессионалам. Свяжитесь с маркетинговыми отделами магазинов, продающих приложения, или с разработчиками, у которых за плечами успешные запуски. Сцена стартапов переживает настоящий бум и возможностей пообщаться с людьми «в теме» масса: попробуйте новую соцсеть Silicon Drinkabout (www.silicondrinkabout.com) или одно из мероприятий Google Campus.
4. Выберите платформу
Считается, что монополию держит iOS, но это не так. В прошлом году Android захватил 54% рынка против 34% у Apple, BlackBerry досталось 9%. Однако на iOS-девайсы приходится больше трафика и транзакций в интернете — возможно, по причине большего благосостояния пользователей. Ваш выбор должен учитывать демографию будущих пользователей и ваш бюджет (не забывайте, что платформы для скачивания забирают около 30% прибыли от платных приложений).
Рина Онур, со-основательница Peak Games, уверена: «Главное — не платформа или жанр игры, а сервис, который вы предоставляете». Вы можете расшириться и на другие платформы, протестировав одну из них для начала. По словам Дианы Молдавской, отвечающей за доходы глобального разработчика игр ZeptoLab, цель компанией — быть представленными «на как можно большем количестве платформ и девайсов». С другой стороны, и Молдавская и Чонг признаются, что поддерживать свои продукты на нескольких платформах — самая сложная задача, так что мобильные веб-приложения могут стать хорошей альтернативой. «Родные приложения, встроенные в смартфон, имеют огромный недостаток: их можно вывести лишь на этот один рынок», — говорит Аласдер Блэквелл, со-основатель Decoded (www.decoded.co) — технологической школы, проводящей мастер-классы по программированию.
«Если построить сетевое приложение с адаптивным дизайном, его можно будет уменьшить и адаптировать под любой размер дисплея, гибкость — ключевой момент, — добавляет он. — Ваше приложение должно работать на настольном компьютере, на планшете и на смартфоне». Гибкий и адаптируемый дизайн — залог того, что приложение не устареет.
5. Научитесь программировать
Базовые знания кодирования позволят вам обсуждать идеи с вашей командой программистов. «Я каждый день твержу себе: если бы я только умела программировать, — говорит Чонг. — Основатель без навыков разработчика определенно в невыгодном положении, поскольку пока вы ищете и нанимаете сильных разработчиков, создание вашего продукта затягивается». Учебные классы вроде Decoded дают основы за один день, а у General Assembly (www.generalassemb.ly) есть интенсивные курсы на 10 недель, после которых вы станете разработчиком начального уровня.
«Внезапно в вашем распоряжении оказываются инструменты, с которыми вы сможете изменить мир вокруг вас, — говорит Саймон Кросс, глава отдела по взаимодействию с разработчиками Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации). — Не каждый из нас — автор, но все умеют писать». Иэйн Додсворт добавляет: «Научиться разработке приложения — нелегко для начинающего, но не забывайте, что необязательно изучать все. Вы должны знать достаточно, чтобы довести свою идею до такого уровня, когда ее можно опубликовать и посмотреть наберет ли она обороты».
6. Наберите специалистов
По данным отчета аналитической компании Canalys, половина общей прибыли от приложений на ноябрь прошлого года (120 миллионов долларов) пришлась на 25 разработчиков — так что вам придется объединить силы с лучшими. Свяжитесь с разработчиками ваших любимых приложений и узнайте их расценки. Не раскрывайте подробностей, пока они не подпишут соглашение о конфиденциальности. Договоритесь с ними о сроках, по возможности попросите порекомендовать дизайнеров и других сотрудников. «Лучший способ найти людей — личные рекомендации», — говорит Чонг. Ей самой пришлось обратиться в агентство для создания прототипа, но, по ее словам, это слишком дорого. «Я за трудоустройство в коллектив на полный день, с опционом на акции — мне нужны люди, которые будут рядом, когда плоды их усилий будут выходить на рынок». Работа без агентств означает, что вам придется быть менеджером проекта на каждом этапе вашего пути. «Огромная часть творчества происходит через программирование, — говорит Блэквелл. — Отдавая аутсорсерам выполнение, вы отдаете им и мыслительный процесс».
7. Дизайн прежде всего
Иконка вашего приложения — по сути, бесплатная реклама, так заставьте ее работать на вас. «Качество вашего дизайна — вопрос жизни и смерти, поскольку внимания людей не хватает надолго, — говорит Оуэн Смит. — Мобильного рынка это касается в первую очередь, ведь экран такой маленький и люди скачивают приложения, не задумываясь, так что вы должны завладеть их вниманием за считанные секунды. Постарайтесь, чтобы это сработало». Опять же — выясните, кто был дизайнером приложений, которые вам нравятся.
Также вы можете прибегнуть к услугам дизайн-студии, например, Aspire Design Studios (www.aspirelondon.com) или ustwo (www.ustwo.co.uk). Несколько программистов — залог ровной работы вашего приложения, а один дизайнер — гарантия последовательного визуального образа.
8. Социализация
Интеграция вашего приложения с социальными сетями благодаря специальным интерфейсам программирования приложений (API) дает упрощенную регистрацию и более персональное использование — например, приложения вроде Draw Something предлагают вход через Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации). Дайте пользователям полную прозрачность и контроль, чтобы они не нервничали по поводу персональных данных. «У нас 680 миллионов активных пользователей, и для разработчиков Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) отличный вариант бесплатно засветиться», — говорит Кросс. Спрос на социальные приложения не иссякает: например, Shhmooze.com, «Самое полезное приложение 2012» по версии Nokia Digital Media Awards, оживляет профессиональные сети, показывая вам на какие мероприятия собираются ваши друзья и коллеги.
9. Рекламируйтесь
Проверьте функционал приложения в бета-версии (закрытый пробный запуск для выявления и отладки ошибок) с помощью TestFlight (www.testflightapp.com) от Apple или HockeyApp (www.hockeyapp.net) от Android, пригласив друзей, родственников, журналистов или тест-группы. Помимо нахождения сбоев это еще и первая реальная проверка удобности в использовании. «Соберите как можно больше откликов, прежде чем выходить в сеть», — говорит Смит.
После запуска будьте смелее. Смит предлагает обратиться в Apple или Google, чтобы их площадки протестировали ваше приложение, а Чонг советует рассказать о нем всем, кого вы знаете, и призвать всех пользователей поставить пять звездочек. Все это время выслушивайте все, что вам говорят. «Заинтересованность во мнении пользователей, готовность учитывать их запросы — все это помогает создать доброе расположение и доверие. Сделайте так, чтобы они с энтузиазмом ждали обновлений, над которыми вы работаете. И тогда маркетингом вашего приложения займутся ваши пользователи».
10. Бесплатный козырь
В 2012 году бесплатные приложения составили 89% от всех скачанных — по данным Gartner. По их же прогнозам, к 2016 доля покупок внутри приложений (например, в некоторых играх можно покупать виртуальную жизнь или оружие) вырастет с 10% до 41% от общей прибыли эпп-сторов. Онур из Peak Games говорит: «Бесплатный доступ — будущее развивающихся рынков», а Чонг заверяет: «Мы всегда стремимся сделать продукт идеальным, насколько возможно, прежде чем извлекать из приложений прибыль через скачивания». Сначала заведите себе клиентскую базу — позднее всегда можно будет изменить цену или продавать рекламные площади. Эти десять шагов помогут вам обзавестись приложением, которым можно по праву гордиться. А теперь — вперед, за дело!