Одежда всегда обходится дорого: дорогая — вам и вашему бюджету, дешевая — природе и китайским
рабочим, вынужденным трудиться за мизерную зарплату и в отвратительных условиях. Вопрос в том, существует ли золотая середина, способная не обидеть ни ваш кошелек, ни мечтающего о хорошей прибыли производителя, ни уставших заводчан, ни измученную научным прогрессом Землю.
Ругаем масс-маркет, стыдим Иванку Трамп и ищем бревно в собственном глазу.
Лицевая сторона моды: H&M не дает одежде превратиться в мусор, собирая старые вещи в рамках всемирной программы по сбору и переработке одежды. Zara отправляет на переработку старую одежду, собранную в специальные контейнеры в магазинах марки в сотрудничестве с католической организацией «Каритас». Изнанка: Согласно последнему «расследованию», H&M, Zara (а также Tesco и Marks & Spencer) закупают вискозу (дешевая замена хлопку) на фабриках в Китае, Индонезии и Индии, работающих без соблюдения принципов «зеленого производства» и загрязняющих окружающую среду. Вискозное волокно получают, перерабатывая природную целлюлозу с использованием дисульфида углерода, который вредит не только природе, но и здоровью работников: известно влияние дисульфида углерода на липидный и углеродный обмены, на функцию щитовидной железы и на механизмы свёртывания крови. Виноваты, в первую очередь, сами фабрики, но они работают в условиях жесткой экономии, следуя «заповедям» заказчиков: во что бы то ни стало снизить затраты на производство. Спикеры перечисленных (в том числе в авторитетном Guardian) компаний уже пристыжены, обеспокоены и принимают меры. Но принимают ли?
Лицевая сторона моды: успешная и трудолюбивая бизнес-леди Иванка Трамп строит собственную модную империю, приглашая поклонников утонченного стиля в элегантный магазинчик в лобби Trump Tower в Нью-Йорке. В своей книге Women Who Work Иванка рассказывает о трогательной «битве» за достижение профессиональных целей без ущерба для семьи и детей. Изнанка: Согласно свежим заголовкам в мировой прессе, рабочие на фабриках дочери американского президента в Индонезии жалуются на уничижительное обращение, нищенские зарплаты и переработки. Зарплаты определяет рынок честной конкуренции, скажете вы? На это есть ответ у лидера лейбористов Джима Киди: «Если что-то не противозаконно, это не значит, что это не аморально». 173 доллара в месяц — это аморально, но не противозаконно. Руководство «отмечает» карточки рабочих на выход в 4 часа вечера и доказать переработки становится невозможным. Большинство женщин вынуждены жить отдельно от детей, чтобы не тратиться на дорогу до дома, и видят своих отпрысков лишь раз в месяц. И да, они не читали книгу Иванки Трамп.
Нет, общество не равнодушно. Принципы осознанного потребления не дают спать совестливым модникам: кофточка из Zara за 1999 рублей гениально вписывается в образ, но портит энергетику, потому что на этикетке любой из них может оказаться зашифрованный крик о помощи, который вы снова не услышите, как не слышит их масс-маркет, год за годом уклоняющийся от скользких тем и опасных скандалов. Меняются и производители: появляются бренды, готовые предложить альтернативу бессмысленно дорогим и бесстыдно дешевым брендам, создавая одежду из остатков «быстрой моды», используя старые вещи, возрождая ремесла и возвращая мастерам уважение к самим себе. Но готовы ли покупатели «переплачивать» за энергетически здоровую этикетку? Вопрос остается открытым. И это вопрос к нам с вами.