Культура

Art Weekend в Москве: шедевры Ватикана в Третьяковской галерее

С 25 ноября по 19 февраля в Инженерном корпусе Третьяковской галереи проходит главное выставочное событие года — выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана».

Джентиле да Фабриано. «Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль», ок. 1425 г.

Photo © Vatican Museums / Фото © Музеи Ватикана

Музеи Ватикана

не только впервые представляют сокровища своей коллекции в России, но и впервые вывозят их за границу в таком количестве. Сорок две картины из собрания Пинакотеки — это почти одна десятая всего собрания, насчитывающего около пятисот полотен.

Описывать произведение искусства — дело неблагодарное, заранее обреченное на провал, потому что невозможно вербализировать ту тонкую связь, которая устанавливается между вами, когда вы оказываетесь один на один. И неважно, сколько людей вокруг, потому что в этот момент оно разговаривает только с вами.

Язык шедевров ватиканской Пинакотеки — музыка. Сознание услужливо предлагает ассоциации: средневековое многоголосие, ренессансный мадригал, барочный concerto grosso. На самом деле эти картины звучат по-другому. Их музыка — музыка тишины: линий, цвета, едва уловимого жеста и взгляда.

Не нужно быть искусствоведом, чтобы понять — вернее, почувствовать — работу гения. Изображение, при всей его гармоничности, остается лишь отпечатком, если в него не вложено нечто большее. У каждой из этих картин есть душа, все эти полотна — живые.

«Христос Благословляющий», редчайшая работа римской школы XII века. В нем угадываются до боли знакомые черты византийских икон, ставших образцом для древнерусских иконописцев. Roma Aeterna. Рим первый, второй, третий… Вечный. «Христос Благословляющий» открывает выставку в Третьяковской галерее, вы встречаетесь с ним глазами сразу, едва переступив порог зала. Он здесь в полном одиночестве — молчалив, спокоен и самодостаточен. А за его спиной — целый мир, заключенный в пространство небольшой комнаты, в которой перед вами церемонно проходят святой Франциск Ассизский (Маргаритоне д’Ареццо, XIII век), усмиряющий бурю Николай Чудотворец (Джентиле да Фабриано, XV век), играющие на лютнях ангелы (Мелоццо да Форли, XV век).

Art Weekend в Москве: шедевры Ватикана в Третьяковской галерее. Римская школа. «Христос Благословляющий», вторая половина XII века

Римская школа. «Христос Благословляющий», вторая половина XII века

Art Weekend в Москве: шедевры Ватикана в Третьяковской галерее. Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли. «Aнгел, играющий на лютне». «Aнгел, играющий на виоле», 1480 г.

Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли. «Aнгел, играющий на лютне». «Aнгел, играющий на виоле», 1480 г.

Art Weekend в Москве: шедевры Ватикана в Третьяковской галерее. Пьетро Ваннуччи, прозванный Перуджино. «Святой Плакида», 1495-1498 гг. "Святая Юстина«,1495-1498 гг.

Пьетро Ваннуччи, прозванный Перуджино. «Святой Плакида», 1495-1498 гг. «Святая Юстина», 1495-1498 гг.

Здесь же пределла «Чудеса святого Винченцо Феррера» — работа Эрколе де Роберти, художника феррарской школы, одной из самых значительных в ренессансной Италии. «Пределлами назывались рассказывающие некую историю картины, которые располагались внизу алтаря, — объясняет куратор выставки Аркадий Ипполитов. — Хотя картина принадлежит кисти феррарского художника, в ней зашифрованы многочисленные аллюзии на Рим, которые среди прочего выражены в переработке поз античных статуй в центральных фигурах. Замечательна она еще и тем, что читается как своего рода дефиле самых экстравагантных моделей конца XV века — наряду с Бургундским герцогством Феррара была законодательницей мод того времени».

Во втором зале — полотна Высокого Возрождения (XVI век) и эпохи барокко (XVII век). Их музыка другая: страстная, напористая, бросающая вызов. Несмотря на религиозные сюжеты, эти картины порой кажутся богоборческими — во всяком случае, их создатели говорят с Ним на равных.

Вот «Видение Святой Елены» венецианца Паоло Веронезе. Торжество красок и пышные одежды и богатый интерьер. Героиня картины — мать императора Константина, которой, как сообщает «Хронография» Феофана, во сне было велено отправиться в Иерусалим «для отыскания животворящего креста Господня». Вместе с ней зритель оказывается здесь на зыбкой грани сна и яви, божественного и земного, духовного и материального.

Art Weekend в Москве: шедевры Ватикана в Третьяковской галерее. Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. «Видение святой Елены», ок. 1575-1580 гг. Донато Крети. Из серии "Астрономические наблюдения«,1711

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. «Видение святой Елены», ок. 1575-1580 гг.

Донато Крети. Из серии “Астрономические наблюдения«,1711

А рядом — две пределлы Рафаэля: «Вера» и «Милосердие» 1507 года. Совсем небольшие, он похожи на книжные развороты. На каждой из них — женщина в окружении двух ангелов. Моментально узнаваемые рафаэлевские персонажи с мягким абрисом лиц и утонченной грацией поз. Несмотря на скромный размер, эти картины создают вокруг себя особую атмосферу, пространство некоего интимного диалога с каждым, кто в него попадает.

Art Weekend в Москве: шедевры Ватикана в Третьяковской галерее. Рафаэль Санти. «Вера», 1507 г.

Рафаэль Санти. «Вера», 1507 г.

Art Weekend в Москве: шедевры Ватикана в Третьяковской галерее. Рафаэль Санти. «Милосердие», 1507 г.

Рафаэль Санти. «Милосердие», 1507 г.

В XVII веке папский Рим достиг наивысшего могущества и богатства, именно в эту эпоху живописное собрание Ватикана значительно пополнилось работами выдающихся современников, поэтому художественная история этого столетия представлена в папской коллекции наиболее полно. (Кстати, соответствующий зал Пинакотеки почти оголился, как рассказала заместитель директора Музеев Ватикана Барбара Ятта — большинство полотен постоянной экспозиции на три месяца переместились в Москву.)

«Положение во гроб» Караваджо, один из главных его шедевров, оказавший влияние на всю последующую историю живописи, от Рубенса до Сезанна. Эту картину он написал около 1603-1604 года для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме, в статусе самого известного и скандального итальянского художника своего времени, чьи работы неизменно вызывали жаркие споры. Каждый элемент огромной, три на два метра, картины продуман до мелочей, ее невероятно сильный драматический эффект во многом обусловлен тем, что тело Христа как будто прорывается за рамки холста. Он прямо перед тобой, достаточно протянуть руку, чтобы ощутить его плоть с еще сильными, но уже лишенными жизни мышцами.

Art Weekend в Москве: шедевры Ватикана в Третьяковской галерее. Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. «Положение во гроб», ок. 1603-1604 гг.

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. «Положение во гроб», ок. 1603-1604 гг.

Отдельный, третий, зал отведен под серию картин болонского художника XVIII века Донато Крети «Астрономические наблюдения». В чуть манерных фигурках на фоне ночных пейзажей чувствуется одновременно игривость рококо и дух нового времени, эпохи Просвещения. Могущество Папы постепенно ослабевает, совсем скоро закончится история Папской области, занимавшей большую часть Апеннинского полуострова. Вселенная станет действующей причиной, а не конечным результатом божественного замысла. Человек, взявший историю в свои руки, с удвоенной энергией примется за поиски сути вещей на земле, но все также будет поднимать глаза к небу, сталкиваясь с неразрешимыми вопросами и противоречиями.

Art Weekend в Москве: шедевры Ватикана в Третьяковской галерее. Гвидо Рени. «Святой Матфей и ангел», ок. 1620 г.

Гвидо Рени. «Святой Матфей и ангел», ок. 1620 г.

Art Weekend в Москве: шедевры Ватикана в Третьяковской галерее. Джованни Беллини. «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной», ок. 1471-1474 гг. Никола Пуссен. «Мученичество святого Эразма», 1628-1629 гг.

Джованни Беллини. «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной», ок. 1471-1474 гг.

Никола Пуссен. «Мученичество святого Эразма», 1628-1629 гг.

 

 

 

24 ноября 2016
Инна Логунова для раздела Культура