Нет постоянства в нашем мире — всего несколько лет назад нас кружила мода на современное искусство, а сегодня вдруг общим местом стало его порицание и обвинение в обмане и сплошном пиаре.
Только мода тем и отличается от стиля, что ветрена и капризна,
лучше все же следовать стилю, благородному и… куда более постоянному.
Вот и аргумент в его пользу — крупнейшая выставка-ярмарка современного искусства Арт Базель продолжает жить, и с этого года будет проходить, кроме Базеля и Майями, еще и в Гонконге.
Ну а мое знакомство с Арт Базелем началось с Beyeler Foundation, где собрана великолепная коллекция крупнейших современных художников от Моне и Пикассо до Ротко и Уорхола. Мы со Стасом приехали туда на презентацию нового проекта Даши Жуковой — она перемещает свой Garage Art Center в Парк Горького. Для этого мастер деконструктивизма, один из великих зодчих нашего времени Рем Колхас взялся за реконструкцию бывшего ресторана «Времена Года» — наверняка помните, каким гигантским казался в нашем детстве этот павильон с жизнеутверждающими мозаичными картинами на стенах.
Рем Колхас и директор международных проектов Serpentine Gallery Ханс Ульрих Ольбрист рассказали о том, какими должны быть современные выставочные пространства. Главная идея Колхаса, которую он предлагал реализовать с помощью новых технологий в MOMA в Нью—Йорке, такова: посетитель сможет сам выбрать из коллекции музея те произведения, которые хотел бы увидеть перед собой. Воистину гениальный архитектор одержим идеей доступности искусства и того, что каждый — сам себе куратор. Мне эта мысль очень близка, так как я, не будучи искусствоведом, давно решила, что личную коллекцию формировать буду исключительно по принципу хорошего, современного, кстати, анекдота: радует – не радует.
И вот то, что Garage Art Center будет теперь в Парке Культуры, очень радует. Это не только спасет от исчезновения прекрасный памятник счастливого (нашего!) советского детства, но и сделает современное искусство действительно доступным.
Даша Жукова решила ничего не добавлять к лекции двух великих и скромно слушала ее, сидя в первом ряду рядом со знаменитой ученицей Колхаса Захой Хадид. На таких же жестких музейных стульчиках расположились хозяин мегаартимперии Ларри Гагосян, художница Трейси Эмин, искусствовед Ник Ильин, аукционист Саймон де Пюри, Ксения Чилингарова и владелицa галереи Эритаж Кристина Краснянская.
Все гости также смогли увидеть огромную выставку Джеффа Кунса и с удовольствием фотографировались на фоне его гигантских цветов, лебедей, Майкла Джексона с обезьяной Бабблз и Чиччолины с Розовой Пантерой. Вечер завершил ужин на террасе музея, прошедший для нас с мужем в приятнейшей беседе с семьей Гуггенхайм и Софией, владелицей галереи Sem Art в Монако. На ужин приехала даже красавица-супермодель и актриса Стефани Сеймур с мужем. Ксения Чилингарова сказала, что весь вечер ждала, когда та распустит строгий пучок и взмахнет, как в клипе November Rain, гривой своих волос. Может, именно это и случилось, если бы она после ужина доехала до бара в отеле Trois Rois, каждый вечер под завязку набитом шумно выпивающими людьми из списка who is who in the art world.
Следующий день был посвящен собственно ярмарке. В павильоне Art Unlimited каждый год представляют отобранные кураторами Арт Базеля работы, и некоторые из них разбивают в пух и прах любые доводы по поводу несостоятельности современного искусства. Меня, например, просто потрясла работа Orchestra Дэвида Клаербоута ( David Claerbout). Зайдя в абсолютно темную комнату, ты в первые секунды словно полностью слеп и судорожно хватаешься руками за стену. Но постепенно глаза привыкают к темноте, и ты видишь, как на противоположной стене высвечивается, будто выплывая из небытия, сначала лицо, а потом и фигура дирижера оркестра. Тогда ты решаешься подойти чуть ближе, и вот уже глаза постепенно различают балконы украшенного бурной лепниной театра, а затем и людей, сидящих в зрительном зале. Если же приблизиться еще немного, то можно разглядеть, кто эти люди, во что они одеты, и становится понятно, что и режиссер, и зрители смотрят на тебя, причем довольно холодно и едко. Но ты никогда не увидишь отчетливо всю картину (строго говоря, это фотоколлаж) целиком, она, словно наркотическое видение, все время проникает какими-то фрагментами в твою голову. Такой эффект достигается за счет печати специальными фосфоресцирующими красками на очень толстой целлулоидной пленке Diasec. Ощущения от этой работы невероятные, мы заходили в эту комнату трижды, и каждый раз впечатление было потрясающим.
В павильоне дизайна отлично смотрелась галерея Эритаж, где была собрана мебельная классика 50-х и 60-х, любовно отреставрированная и переобитая тканями Лоро Пьяна, радовала прекрасная скульптура Николая Силиса. Но первое, что бросалось в глаза — большая фарфоровая статуя двух целующихся рабочих Исидора Фрих-Хара, вечный гимн интернационалу, а красный флаг в руках одного из них дивно гармонировал со стильным жакетом совладелицы Кристины Краснянской.
В основной части ярмарки самой громкой работой этого года была, безусловно, Untitled Марка Ротко, представленная the Marlborough Gallery, за которую просили 76 млн долларов. Учитывая, что недавно еще одна его Untitled ушла с аукциона за 83 млн, говорить об упадке современного искусства, как мне кажется, преждевременно. Прекрасен был перформанс Марины Абрамович — при входе на стенд галереи Sean Kelly стояли обнаженные мужчина и женщина, их задача была смотреть друг другу в глаза, ну а задача посетителей состояла в том, чтобы проходя на стенд между ними, мешать им в этом. Когда вечером был подан сигнал о закрытии ярмарки, подошедший охранник одел обнаженных в белые халаты и они, несколько смущаясь, но чеканя шаг, ушли, домой. Незадолго до закрытия посмотреть ассортимент Арт Базеля зашла Анджелина Джоли. Как мне думается, для нее и ей подобных джетсеттеров и ценителей искусства была создана Олафом Бройнингом (Olaf Breuning, галерея Metro Pictures) отличная вещь под названием Flat Human — белая мраморная (смахивающая, правда, на надгробную) плитасвысеченныминанейсловами I want more and more and more and more. Да уж, точнее не скажешь!