Иронично-циничный Оскар Уайльд считал, что «разводы совершаются на небесах».
Но развестись
«цивильно» и «красиво» удается далеко не всем. Особенно нелегко приходится политикам.
Вчерашнее объявление о разводе Людмилы и Владимира Путиных называют первым разводом в новейшей, постсоветской истории страны, когда глава государства официально расторгал брак с супругой. Как пишут в прессе, «жены умирали, их убивали, ссылали в монастырь, они пропадали без вести или кончали с собой, но «цивилизованный развод» — для нас это поистине что-то новенькое. Что ж, как писал английский поэт Сэмюэл Роджерс: «единственный путь прекратить разводы — это прекратить браки».
Еще одна недавняя «российская история» — предполагаемый развод 66-летнего Владимира Жириновского с женой Галиной Лебедевой после 30 лет брака. Впрочем, возможно, в отношении чувств тут все в порядке, и политику, как говорят, просто нужно было «удалить» жену из налоговой декларации. «У меня церковный брак, и он не предполагает каких-либо дополнительных документов. Это требование декларации в отношении браков, зарегистрированных в органах ЗАГС. А гражданский брак или церковный к этому отношения не имеет», — заявил Жириновский РИА Новости.
А вот известие о предстоящем разводе бывшего американского вице-президента Альберта Гора и его жены Типпер поразило мировую общественность. Семейная чета Гор прожила в браке 40 лет и считалась «образцом супружеской добродетели». Пара воспитала четверых детей и довольно часто делилась с прессой своими чувствами: американцы любят вспоминать поцелуй Альберта и Типпер Гор во время предвыборной кампании 2000 года прямо на съезде партии. О своем решении расстаться пара объявила друзьям по электронной почте. «Сегодня мы объявляем, что после серьезных раздумий и обсуждений мы приняли обоюдное решение расстаться. Мы просим уважать нашу частную жизнь и жизнь нашей семьи и не ждать дальнейших комментариев». Никаких слухов об изменах или скандалах. Очень грустно, но — «красиво».
Развод экс-губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера и Марии Шрайвер — история, не достойная большой политики. Бывший губернатор Калифорнии, многие десятилетия считавшийся примерным семьянином, вдруг признался, что долгое время изменял жене с их домработницей, и что один из ее сыновей — от него. «Мне все равно. У меня есть деньги, власть и личный самолет. Мои друзья от меня не отвернутся», — заявил Шварценеггер.
Все мы помним не совсем «гладкий» развод Николя и Сесилии Саркози: Саркози стал первым в истории Франции президентом, чей брак был расторгнут в тот момент, когда он занимал Елисейский дворец. Сесилию, возжелавшую тихой незаметной жизни с другим мужчиной, не удержало честолюбие первой леди. Пресса долго мусолила нервные комментарии Саркози, называвшего своего помощника «идиотом» и грубившего журналистам. Впрочем, довольно быстро репортеры переключились на историю с Карлой Бруни — уж слишком красивой оказалась новая первая леди.
Самый «королевский развод» современности — это история принца Чарльза и принцессы Дианы: Диана подала на развод, пошатнув вековые устои британской монархии. Впрочем, ее репутации это не помешало. Как и не добавило в ее жизни счастья.
Английский политик-лейборист Рой Хаттерсли, брак которого продлился 57 лет, покончил с ним за 55 секунд. Именно за такое время судья Верховного суда Лондона в апреле этого года объявил о разводе 80-летнего политика и его жены Эдит. Этот развод спровоцировал несколько «социологических исследований» на тему «престарелых разводов», когда почти каждый журналист вспоминал анекдот о супружеской паре, ждавшей смерти своих детей, чтобы развестись.
Итальянцы Сильвио и Вероника Берлускони развелись «некрасиво»: пока Вероника Берлускони не решилась подать на развод, о похождениях президента Берлускони говорили все, кому ни лень. Последней каплей стал его роман с 18-летней моделью Наоми Летицией.
История развода президента Гватемалы Альваро Колома и его жены Сандры Торрес — удивительна: здесь инициатором развода была женщина, мечтавшая выставить свою кандидатуру на президентских выборах. По местной конституции, баллотироваться на высший государственный пост было запрещено членам семьи и ближайшим родственникам действующего главы государства. Торрес выбрала карьеру и развод был официально оформлен. Впрочем, на выборы ее в итоге все же не допустили, но это уже другая история.
Не менее интересна история другого латиноамериканского президента, правда, увы, уже почившего. Развод Уго Чавеса с первой супругой Нэнси Кольменарес, родившей бывшему президенту Венесуэлы четверых детей, прошел гладко. А вот вторая его жена, журналистка Марисабель Родригес Оропеса, оказалась более строптивой: она занялась политикой, перешла в оппозицию к бывшему мужу и стала нервно его критиковать, в частности, выступив против того, чтобы народ на референдуме голосовал за расширение полномочий президента и возможность для него избираться неограниченное число раз. Бывшие супруги делили детей, высказывались друг о друге не очень лестно в прессе, в общем, этот развод не был из серии «цивилизованных».