В Музее AZ открылась выставка «Атака Дон Кихотов», представляющая работы Анатолия Зверева и Сальвадора Дали, вдохновленные образом и подвигами хитроумного идальго.
В небольшом пространстве музея развернулась трехчастная мультимедийная экспозиция, где оригинальные произведения художников сопровождаются видеопроекциями и музыкой.
Архитектура выставочного пространства, как и в других проектах Музея AZ, является не просто антуражем, но неотъемлемой частью концепции — и зрительского опыта. Можно назвать это дополненной реальностью, которая помогает установить эмоциональную связь с произведениями и художниками.
«Божественные кляксы» Сальвадора Дали
Экспозиция открывается разделом цветных подписных литографий Сальвадора Дали из собрания Бориса Фридмана. С идеей проиллюстрировать одну из самых известных и популярных книг в мире к Дали в 1956 году обратился парижский издатель Жозеф Форе. Он, по воспоминаниям Дали, хотел, чтобы тот создал именно литографии, и даже приехал к художнику с литографскими камнями. Дали же, по ряду «эстетических, моральных и философских причин», был против литографской техники: творческий процесс должен разворачиваться без применения силы, считал он. Но, как он пишет в своей экстравагантной манере, Сальвадор Дали нашел художественное решение, которое не нарушало провозглашенных им принципов. Для нанесения краски на камень он использовал подаренную ему аркебузу XVI века: «И 6 ноября 1956 года… я выпустил первую в мире свинцовую пулю, наполненную литографской тушью. Разорвавшаяся пуля открыла эру „пулизма“. На камне появилась божественная клякса, похожая на крыло ангела, аэродинамические свойства и динамическая сила которого превосходят все когда-либо применявшиеся технические усовершенствования. Всю неделю я был погружен в фантастические эксперименты». А, например, два крыла мельницы на другой литографии получились в результате того, что Дали с силой разбил о камень два полых носорожьих рога, наполненных пропитанными тушью хлебными корками.
Все эти «божественные кляксы» можно в подробностях рассмотреть на первом этаже музея, причем не только на оригинальных литографиях, но и на видеопроекциях на полу и стенах. В названии этой части экспозиции, «400 лет в боях и сражениях», слышатся и металлический лязг оружия странствующего рыцаря, и отзвуки разбивающихся и растекающихся краской свинцовых пуль Дали.
Вид экспозиции с работами Анатолия Зверева
На втором этаже — живопись и графика Анатолия Зверева, который увлеченно писал Дон Кихотов на протяжении всей жизни — очевидно, ощущая некое душевное родство с безнадежным романтиком и чудаком, человеком, остро чувствующим несправедливость и несовершенство общества, но при этом способным видеть красоту и благородство там, где другие их не заметят.
Анатолий Зверев. Дон Кихот |
Собранные на выставке работы Зверева 1960–1980-х годов удивительным образом перекликаются с иллюстрациями Дали: работы художников схожи и размашистыми, как будто хаотичными мазками, и цветовой гаммой, но главное — внутренней энергией свободы и торжества жизни. Кстати, нередко, за неимением красок, Зверев тоже прибегал к нетривиальным решениям, рисуя тем, что попадалось под руку: куском свеклы, окурком, спичкой, чаем или кофе.
Большинство представленных в экспозиции работ Зверева не привязаны к конкретным эпизодам из книги Сервантеса и являют собой различные воплощения Дон Кихота, которые, как кажется, скорее передают оттенки настроения самого художника. Именно поэтому, наверное, ни один из странствующих рыцарей не похож на другого.
Платон Инфанте. Стань Дон Кихотом! 2017
Дарья Коновалова-Инфанте. В тени Дон Кихота. 2017 |
Третий раздел выставки показывает Дон Кихота и Санчо Пансу «в новом свете», и свет здесь имеет не только и не столько метафорический смысл. Так, объекты Дарьи Коноваловой-Инфанте соединяют в себе небольшие перевернутые вниз головой скульптуры и взаимодействующие с ними видеопроекции: кукольный и теневой театр одновременно. Небольшая скульптура шестидесятника Николая Силиса из меди и бронзы отбрасывает на стену удлиненную, как будто дышащую тень, создавая иллюзию присутствия. А в центре зала — медиаинсталляция Платона Инфанте «Стань Дон Кихотом»: настоящее седло и массивная пика, упирающаяся в крупноформатный экран с компьютерной анимацией. Летают буквы и росчерки пера, вращаются крылья мельниц, слышатся звуки сражений. Достаточно сесть в седло — и вы ненадолго становитесь Дон Кихотом, пытаясь понять, в каком мире вы сейчас находитесь: реальном или виртуальном, и какой из двух более иллюзорен. Впрочем, так ли уж необходим ответ на этот вопрос?
Платон Инфанте. Стань Дон Кихотом! 2017
Детали
До 25 марта 2018 года
Музей AZ, 2-я Тверская-Ямская ул., 20-22, стр. 2