«Архитектура — это упорядочение света», — считал Гауди.
В нашем обзоре —
«архи-здания» 2012 года,
внесшие свой вклад в упорядочивание нашей Вселенной хаоса.
Культурный центр Гейдара Алиева, Баку
Культурный центр Гейдара Алиева в столице Азербайджана включает в себя конгресс-центр, музей, библиотеку и парк площадью 9 га. Проект центра был разработан в 2007 году знаменитым архитектором Захой Хадид по заказу президента Азербайджана Ильхама Алиева. Кстати, Центр Гейдара Алиева — не первый для Захи Хадид опыт работы в Азербайджане: в начале 2007 года она занималась проектом 225-метрового небоскреба для государственной нефтедобывающей компании Socar в Баку. О нынешней «стройке века» говорили на каналах Discovery и Science Channel и, наконец 10 мая 2012 года состоялось торжественное открытие Центра. С тех пор здание уже пережило пожар, но отделалось «легким испугом».
Phoenix International Media Center, Пекин
Phoenix International Media Center в юго-западном углу парка Чаоян — не просто красивое технологичное здание. Эти 65000 кв. метров являются частью специально разработанной концепции экологической среды обитания. Люди, которым посчастливилось работать в ультрасовременном комплексе, стали частью гигантской «ленты Мебиуса», где они почти ни в чем не нуждаются. Все работают в идеальном офисе, обедают в идеальных ресторанах и гуляют по идеальному парку.
The Shard London Bridge / London Bridge Tower, Лондон
Высочайший небоскреб Европы «Осколок» открылся в центре Лондона 5 июля. В настоящее время — это самое высокое здание Западной Европы, поднимающееся над городом на 309,6 метров. Здание полностью облицовано огромными стеклянными панелями: на солнце оно кажется ослепительной ледяной пирамидой. Строительство небоскреба по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно (за что в России «Осколок» прозвали «пьяной» архитектурой) заняло около двух лет: на 95-ти этажах расположились офисы, спа, смотровая площадка и рестораны.
«Осколок» получил свое прозвище от противников строительства, считавших, что «здание станет осколком стекла в сердце исторического Лондона». Впрочем, это не первый английский небоскреб со «странным» названием: до его появления лондонцы постоянно обсуждали 40-этажный небоскреб Сент-Мэри Экс 30 по прозвищу «Огурец». И еще одна деталь: строительство «Осколка» финансировалось катарскими группами, которым по шариату запрещено зарабатывать деньги за счет процентных платежей. Так что среди арендаторов башни вряд ли появятся компании, чья профессиональная деятельность связана с алкоголем или азартными играми.
Barnes Foundation, Филадельфия
23 мая после многолетних дебатов и продолжительного строительства знаменитая коллекция Альберта Барнса переехала в новый центр. О переезде на аллею музеев было много споров: кто-то утверждал, что таким образом нарушили завещание самого Барнса, в которой он распорядился, чтобы экспонаты коллекции никогда не покидали своего «дома» в ближнем пригороде Филадельфии Марионе. А кто-то, напротив, был уверен, что в старых зданиях произведения искусства страдают от сырости. Впрочем, новое здание точно воспроизводит план залов и запасников музея, а количество посетителей по-прежнему ограничено до 150 человек в час. Занимались проектом Нью-Йоркские архитекторы Тод Уильямс и Билли Тсен.
.
Parrish Art Museum, Саутхэмптон
В начале ноября прошлого года открылось новое здание музея американского искусства Parrish Art Museum в городе Саутхэмптон. Это первый музей, построенный в восточной части Лонг-Айленда за более чем сто (!) лет. Проект дуэта швейцарских архитекторов Вернера Херцога и Пьера де Мерона в два раза больше старого здания, поэтому в нем разместили 2600 работ из коллекции Parrish Museum, которые еще ни разу не выставлялись.
В экспозиции — работы Роя Лихтенштейна, Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, Джона Чемберлена, Чака Клоуза, Эрика Фишла и Дэна Флавина. В центре здания находится большая терраса, откуда открывается вид на спроектированную специалистом по ландшафтам Ридом Хильдербрандом территорию и бескрайние луга Лонг-Айленда.
Открылся новый корпус выставкой, которая охватывает все периоды истории искусств из музейной коллекции: от XIX века до наших дней. Отдельно работает экспозиция работ Малькольма Морли под названием Malcolm Morley: Painting, Paper, Process, которую можно увидеть до 13 января.
Часовня тишины, Хельсинки
10 мая открылась Часовня тишины Kamppi Chapel of Silence в самом центре Хельсинки, рядом с крупнейшим торговым комплексом Kamppi. Изящное деревянное здание, созданное по проекту бюро K2S Architects, уже получило несколько престижных наград. Вместо обычных для часовни служб здесь обещают «просто тихое место», где можно подумать о вечном, отвлекаясь от ритма шумного мегаполиса.