Театральный сезон в Москве набирает обороты. Среди первых премьер — несколько музыкальных спектаклей. Яркие и зрелищные по форме, они, развлекая, говорят о самых серьезных вещах.
Posta-Magazine побывал
на новых спектаклях московских театров и спешит поделиться впечатлениями.
![]()
«Мнимый больной»
В новом спектакле на сцене Вахтанговского театра румынский режиссер Сильвиу Пуркарете сочетает классическую пьесу Мольера с историей жизни ее автора — самого известного французского комедиографа; непревзойденного актера, способного, по воспоминаниям современников, двадцать раз поменять выражение лица за одну короткую сцену; любимца Короля-Солнце; едкого сатирика, высмеивающего нравы своего времени. В роли графа Аргана, мнимого больного, донимающего весь дом своими капризами и причудами, разумеется, Сергей Маковецкий — его диапазон эмоций и состояний не уступает мольеровскому. В самом начале он появляется на сцене в образе Людовика XIV: выбеленное мертвенно-бледное лицо, как будто окровавленные губы, неподвижный взгляд — предвестники трагедии, которая разыграется позже. А пока на протяжении почти трех часов перед нами разворачивается то фарс, то психологическая драма, то озорная комедия дель арте. Оксана Суркова в роли младшей дочери Аргана, по-детски взбалмошной и романтичной Луизон (она и одевается в короткие кукольные платья) — воплощение энергии молодости и буйства жизни, в противоположность инфернальным отцу и сыну Диареусам, этаким ходячим бертоновским мертвецам-зомби из «Трупа невесты».
![]()
![]()
Пуркарете виртуозно управляет действом, где, казалось бы, неукротимый балаган вдруг сменяется лирическими сценами и искрометными музыкальными интермедиями, в которых с персонажами прошлого соседствуют герои современной масс-культуры. Все это делает спектакль занимательнейшим интеллектуальным, эстетическим и психологическим ребусом. «Мнимый больной» — блистательная феерия о жизни как театре и театре как жизни.
![]()
Детали от Posta-Magazine
Ближайшие спектакли 7, 19 октября и 17, 29 ноября
Театр им. Вахтангова
www.vakhtangov.ru
![]()
«Фантазии Фарятьева»
Электротеатр «Станиславский» открыл долгожданную Малую сцену дебютным спектаклем молодого режиссера Евгения Беднякова «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой. (В 1979 году Илья Авербах снял по ней одноименный фильм с Мариной Нееловой и Андреем Мироновым в главных ролях.) О чем это? О поисках счастья, такого хрупкого и эфемерного. О том, что для каждого оно свое, и невозможно осчастливить насильно. О любви и одиночестве. Нелепый стоматолог Фарятьев, которого стечение обстоятельств привело в жизнь трех одиноких женщин, матери и ее взрослых дочерей, мечтает о прекрасном мире будущего. В своих грезах он построил маленькое индивидуальное счастье, к которому считает себя обязанным приобщить и этих «опекаемых» им женщин — а, по сути, жертв. В своем мессианском угаре он даже не допускает мысли о том, что мечты каждой из них расходятся с его собственными. Так жизненная и любовная драма выходит на другой уровень обобщения, с отсылками к тоталитарной истории XX века: неслучайны здесь и кожаное военное пальто Фарятьева, и его пламенные речи с интонациями диктатора, сменяющиеся невнятным, неуверенным лепетом. Похожая на злобную паучиху тетя главного героя, которая называет его не иначе как «Павлушенька», — еще один пример «тоталитарной любви», скрывающей за благостной риторикой эгоцентризм и желание подавлять.
![]()
![]()
В лаконичной сценографии, которая по ходу действия легко трансформируется с помощью свето- и видеоарта, считываются отсылки к кинематографу — ванная с кафельной плиткой на стене напоминает одновременно о «Психо» Хичкока и пыточных камерах. Здесь все на грани сна и фантазии, прошлого и будущего, между которыми прорисовывается настоящее — единственно возможная и правдивая реальность.
![]()
![]()
Детали от Posta-Magazine
Ближайшие спектакли — следите за обновлениями афиши на сайте Электротеатра «Станиславский»:
http://electrotheatre.ru/
![]()
«Кандид»
Мастерская Дмитрия Брусникина, которая в этом году стала резидентом театра «Практика», открыла сезон музыкальным «философским балаганом» «Кандид» по одноименной повести Вольтера. В спектакле-мюзикле Елизаветы Бондарь соединятся все то, чем так сильны брусникинцы, и за что их еще студентами полюбила театральная Москва: безудержный актерский темперамент, сильный вокал, изобретательная хореография и современная сценография, почти полностью основанная на работе видеохудожников.
![]()
Злоключения Кандида, его возлюбленной Кунигунды и наставника Панглосса, которых война бросает по миру, от Португалии до Парагвая, в спектакле становятся уровнями компьютерной игры. И вроде бы насилие, несправедливость и страдания, которые они видят вокруг и испытывают сами, — ненастоящие, виртуальные, да и вообще «дела давно минувших дней», но намеренно яркая и жизнерадостная театральная условность лишь подчеркивает: что-то не так в «этом лучшем из миров» — фраза, которая саркастическим рефреном проходит через весь спектакль. В войнах по-прежнему гибнут люди и разбиваются семьи; в борьбе за власть и богатство здесь все также прикрываются именем бога и боятся и презирают чужаков.
![]()
Небольшой — всего полтора часа — спектакль смотрится на одном дыхании. И несмотря на серьезность затрагиваемых тем, авторы уверены: и все же многое в наших руках — по меньшей мере собственный сад, который призывал возделывать Вольтер. Неслучайно повесть имеет второе название — «Оптимизм».
![]()
Детали от Posta-Magazine
Ближайшие спектакли — следите за обновлениями афиши на сайте театра «Практика»:
http://www.praktikatheatre.ru/
![]()
«Гордость и предубеждение»
Зеленый английский сад, женщины, в буквальном смысле похожие на клумбы в своих пышных розовых платьях, остроумные диалоги Джейн Остин, много музыки и танцев — молодой режиссер Алексей Франдетти поставил на Основной сцене МХАТа им. Чехова легкий и изящный мюзикл по роману «Гордость и предубеждение». Музыку специально для московской постановки написал американский композитор Питер Экстром. Веселый, полный элегантного английского юмора спектакль при этом лишен прекраснодушия, наивности и слащавости, несмотря на чрезмерную экзальтированность миссис Беннет и легкомысленность вкупе с откровенной недалекостью младших сестер Китти и Лидии. Если подбирать гастрономическое сравнение, то, пожалуй, эта постановка походит на брызги шампанского или взбитые сливки, оставляя ощущение праздника и детской радости от хеппи-энда в финале.
![]()
Зная классический сюжет по книге и многочисленным экранизациям, тем более занятно следить за словесными дуэлями и постепенно зарождающимся чувством Элизабет Беннет и мистера Дарси, отмечая театральные нюансы и расстановки акцентов. Такие же эмоции вызывает и дуэт Джейн и мистера Бингли. В любимцы публика буквально с первых же реплик записывает и флегматичного и рассудительного мистера Беннета, чье появление на сцене всякий раз обещает парадоксальную сентенцию. На спектакль можно прийти всей семьей с детьми — отличный выходной день гарантирован.
![]()
![]()
Детали от Posta-Magazine
Ближайшие спектакли 16 октября, 12 и 13 ноября
МХАТ им. Чехова
http://www.mxat.ru/






