До начала января в «Новом Манеже» проходит выставка «Булгаков. Две биографии», которую мы предлагаем посетить в предстоящие длинные выходные.
Это будет символично
и вполне в духе автора «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца» — пройтись по его следам накануне фантомного, а когда-то главного советского праздника.
Газета с первой публикацией Михаила Булгакова, монокль, тетрадь для занятий испанским, гонорарный договор с Большим театром, геометрическая абстракция, которая при ближайшем рассмотрении оказывается схематичным изображением его жизни… Эта выставка предназначена для внимательного разглядывания и чтения. Здесь собрано более семисот экспонатов из архивов и музеев Москвы и Санкт-Петербурга, от рукописей и автографов до документов ОГПУ, и каждый из них сопровождают подробные пояснения.
Из всех этих многочисленных деталей складывается живой и одновременно мифический Булгаков. Да, вот написанные его рукой страницы, личные вещи, которые помнят его прикосновение, но все же временная дистанция, которая нас разделяет, заставляет домысливать, достраивать его образ в собственной голове. Это нормально, это свойство человеческой психики. А в случае с Булгаковым, чье имя всегда окутано мистической дымкой, воображение включается моментально, соединяя реальные факты и впечатления и воспоминания от его произведений в сюрреалистический спектакль.
Мы проходим по выставке, как по театру его жизни: Киев, Кавказ, Москва, «нехорошая квартира», первые постановки пьес, запреты, временные разрешения, слежка ОГПУ — и «колдовские знаки». Как вспоминал Булгаков, восстановлению в репертуаре МХТ «Дней Турбиных» в 1932 году предшествовала странная реплика домработницы, которая, зайдя к нему в кабинет, бросила: «Трубная пьеса ваша пойдеть. Заработаете тыщу». Буквально через несколько минут раздался телефонный звонок, сообщавший о возвращении спектакля в афишу.
А в другом разделе, посвященном «Зойкиной квартире», читаем выдержку из протокола Политбюро ЦК ВКП(б) 20 февраля 1928 года: «Ввиду того, что „Зойкина квартира“ является основным источником дохода для театра Вахтангова — разрешить временно снять запрет на ее постановку». Историю всех его произведений сопровождают подобные документы.
В отдельной комнате — фотогалерея прототипов героев «Театрального романа» из архивов Бахрушинского музея с шаржами Бориса Ливанова и выдержками из книги. Прямо над старыми мхатовскими стульями — Станиславский-Иван Васильевич, автор «широко известной и, по общему мнению, гениальной теории о том, как актер должен был подготовлять свою роль». Рядом Максудов-Булгаков, а чуть дальше — «дама с властным лицом южного типа» Августа Менажраки, она же Рипсиме Карповна Таманцова, секретарь Станиславского.
Если одна половина экспозиции документальная, то вторая — это «Булгаков после Булгакова». Она открывается сразу за пределами воссозданной в выставочном пространстве третьей московской — и единственной собственной — квартиры писателя, той самой, в которой он работал над «Мастером и Маргаритой», «Театральным романом» и пьесой «Батум». В этой части выставки представлены эскизы костюмов и декораций, экранизации его произведений, многочисленные издания на нескольких языках — одним словом, «самостоятельная жизнь» его произведений. Здесь, среди полупрозрачных занавесок, на которые проецируются фильмы — «Собачье сердце», «Бег», «Мастер и Маргарита» — порой возникает ощущение, что на тебя смотрят. Булгаков? Воланд? Мастер? Да нет, просто показалось.
Директор Музея Михаила Булгакова Петр Мансилья-Круз
Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 9 января
«Новый Манеж», Георгиевский пер., 3/3
Дополнительная информация о выставке и образовательной программе на сайте:
http://moscowmanege.ru/