Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Европейские автопроизводители попали в несколько стесненное положение: нормативы по эмиссиям все более ужесточаются, следовательно, они вынуждены использовать электромоторы и батареи, но многие покупатели пока еще не совсем готовы к чисто электрическим автомобилям. Преодолеть этот конфликт интересов помогает технология подключаемых гибридов. И Mercedes-Benz с удвоенной энергией движется в этом направлении, выпуская целый ряд новых моделей.
На недавнем Франкфуртском автосалоне компания Mercedes представила так много новых и усовершенствованных электрифицированных автомобилей, что их пришлось попеременно завозить и увозить со сцены партиями по четыре экземпляра. Более того, бренд анонсировал намерения к 2039 году снизить свой углеродный след до нуля. Весьма смелая заявка, но они дают себе на это двадцать лет, что в целом звучит вполне реалистично. Тем не менее путь к этой цели означает тяжелую борьбу в неравных условиях, которая начинается прямо сейчас. Все эти 48-вольтные умеренные гибриды — это, конечно, очень продвинутая технология, но на общий расход топлива особо не влияет.
Намного более существенный шаг вперед представляют собой подключаемые гибридные автомобили: их батареи значительно крупнее, мощнее электромоторы и, как следует из названия, есть возможность подзарядки от внешнего источника. То есть их можно фактически считать электромобилями, за исключением того факта, что у них также имеется двигатель внутреннего сгорания на случай, когда возникает необходимость дальней поездки. Таскать с собой одновременно два силовых агрегата, конечно, не очень эффективно, но на данный момент, похоже, это самое практичное решение для снижения расхода топлива и сопутствующего загрязнения окружающей среды. Будучи в Германии, я покатался некоторое время за рулем новейших автомобилей GLE 350de, GLC 300e и E 300e — и был весьма впечатлен.
Давайте сначала наскоро пробежимся по техническим данным. В варианте 350de используется 2-литровый 4-цилиндровый дизельный турбодвигатель, выдающий 194 лошадиные силы сам по себе, в паре с электромотором на 136 л.с., итого 320. Аккумулятор имеет емкость в 31.2 кВт-ч — для гибрида прямо-таки огромная цифра. Все это в сумме дает порядка 100 км пробега на чистом электричестве, если отправляться в путь с полностью заряженной батареей. Силовая установка модели 300e также сочетает в себе электромотор с 2-литровым 4-цилиндровым турбодвигателем, но бензиновым, а не дизельным, и суммарная отдача составляет 315 лошадиных сил. Батарейный отсек в этом случае поменьше, но все равно весьма достойный: 13.5 кВт-ч равняется примерно 40 км пробега.
Из показателей мощности понятно, что эти машины могут двигаться довольно резво, если пожелаете. Шустрее всех GLC 300e, он разгоняется с 0 до 100 километров в час всего за 5.7 секунд. Для благоразумного и экологичного семейного автомобиля — невероятно быстро, на мой взгляд. Хотя более крупный и тяжелый GLE 350de с результатом в 6.8 секунд впечатляет ничуть не меньше. Получается, что этот большой SUV с маленьким дизельным моторчиком и капелькой электричества едет быстрее моей самой первой «быстрой» тачки, которая у меня появилась в мои далекие двадцать с чем-то лет. Уму непостижимо.
В гибридных автомобилях меня всегда несколько раздражало, что если хочешь более-менее вразумительно стартануть со светофора, то в дело неизменно вклинивается двигатель внутреннего сгорания, поскольку электрика сама по себе вытягивает лишь небольшую мощность. По той же самой причине на большинстве гибридов невозможно ехать с нормальной для шоссе скоростью в полностью электрическом режиме. Теперь же Mercedes-Benz просто-напросто решил эти вопросы, отодвинув их в учебники по истории древнего мира. Сегодняшние E 300e и GLC 300e выдают не менее 130 километров в час, задействуя только электродвигатель, а GLE 350d разгоняется на чистом электричестве до откровенно умопомрачительных 160 км/ч. Опять же, разгон с полной остановки на всех этих машинах достаточно быстрый, чтобы оставить практически весь остальной поток позади. То еще откровение, честное слово. Тем более когда все это происходит почти в полной тишине.
Конечно, если действительно утопить педаль акселератора в мягкий пол, обычный двигатель все-таки проснется, чтобы прийти на помощь. И тогда вы услышите (пусть ненавязчиво и как будто издалека) звук, который ну совсем никак не ассоциируется у вас с цифрами «300» или «350» на багажнике «мерса». Современные технологии, несомненно, уже продвинулись очень далеко, но как же заставить 4-цилиндровый двигатель звучать приятно? Ответ на этот вопрос еще предстоит найти. К счастью, двигатель внутреннего сгорания будет едва слышен даже в самые неблагоприятные моменты, а при максимальном использовании гибридных систем автомобиля он все равно будет выключен большую часть времени. В этом вся суть таких машин. У них достаточно большие батареи, чтобы хватало на большинство повседневных маршрутов без локальных выбросов вредных газов, а для дальних поездок к вашим услугам обычный мотор с огромным запасом хода — 5 минут на заправке и вперед.
Все это работает так здорово еще и потому, что двигатели внутреннего сгорания на самом деле весьма эффективны при поездках на дальние расстояния на более-менее постоянной скорости. Хуже всего они проявляют себя в толкучке по городским пробкам, и именно здесь на сцену выходит электрика и спасает ситуацию. Разумеется, здесь также используется рекуперативное торможение, сохраняющее энергию, которая на обычном автомобиле просто теряется, обратно в батареи. GLE 350d позволяет выбирать в настройках, насколько жестко системы рекуперации должны замедлять движение, когда вы отпускаете педаль газа. Я в итоге использовал максимальный уровень в городе, а на шоссе — на одно деление ниже. Эти настройки легко переключаются двумя «лепестками» на руле — это, по сути, те же подрулевые переключатели передач, только в этом автомобиле они подключены не к коробке-автомату, а к гибридной силовой установке.
Система и правда очень умная, на дороге часто возникает ощущение, что следящие за тобой компьютеры отлично соображают, что к чему. Например, при движении накатом, даже если вы не включали круиз-контроль, автомобиль при помощи датчиков определяет расстояние до впереди идущей машины и изменяет уровень рекуперации энергии при торможении. Иными словами, если вы отпускаете педаль газа, автомобиль замедляется очень плавно, как любая другая машина. А в ситуации, когда багажник соседа перед вами все ближе и ближе, то есть вам стоило бы уже и нажать на тормоз, система вместо этого усиливает рекуперативное торможение, скорость сбрасывается резче, и вам даже не приходится переносить ногу на вторую педаль. Блестящая технология — и очень эффективная, никаких сомнений.
Пожалуй, лично меня новейшие разработки Mercedes-Benz в сфере гибридных автомобилей больше всего впечатляют скоростью прогресса от поколения к поколению. Это все еще очень новые технологии и потому совершенствуются невероятными темпами в сравнении с тем, что мы привыкли видеть в области старых добрых ДВС. У меня складывается ощущение, что с появлением этих новинок подключаемые гибридные автомобили смогут удовлетворить запросы намного более широкой аудитории. Остается лишь одна загвоздка: автомобиль все-таки необходимо при каждой возможности подключать к розетке. Зарядить аккумулятор с легкостью можно за ночь в гараже или днем, пока вы на работе, в этом случае вам лишь совсем изредка придется заезжать на заправку с ее запахами. На такое я готов подписаться!