В Москве на 94-м году жизни скончался Марлен Хуциев — классик советского киноэкрана, режиссер хрестоматийных картин «Весна на Заречной улице», «Застава Ильича» и «Июльский дождь». Последний фильм мастера «Невечерняя», посвященный двум встречам Льва Толстого и Антона Чехова, должен выйти на экраны в этом году.
Уроженец Тбилиси, выпускник Всесоюзного государственного института кинематографии в Москве Марлен Хуциев — и признанный режиссер, и яркий актер, и мудрый учитель, с 1978 по 2009 год преподававший во ВГИКе.
«Чтобы к чему-то прийти, необходимо сомневаться, сомнение — самое важное в жизни режиссера. Я и студентам говорю: вы должны быть убежденными и одновременно уметь сомневаться. Каждое из этих качеств по отдельности гибельно». «Я бы предпочел советскую цензуру, нежели удушающую цензуру финансирования». «Я не боец, скорее — упрямец. Решение принимаю взвешенно, обдуманно, но, приняв, стою на своем». |
«Главное — увидеть в актере возможность. Если ее нет, то насиловать актерскую природу бесполезно. Есть режиссеры, которые любят, чтобы все видели: он — главный. Мне же не нравится, когда режиссура, извините, „прет“». «На нас обрушился кризис не только финансовый, но прежде всего — нравственный. Сегодня особенно важно вернуть кинематограф на содержательные нравственные позиции. Поэтому для общества жизненно необходим диалог власти с интеллигенцией». «Если человек делает ставку на форму, это значит, что его кино быстро устареет. Потому что форма — это лишь средство передачи сути». |
«Что такое возраст? Помните у Гумилева: каждый человек имеет конкретный, не изменяющийся с годами истинный возраст, не зависящий от паспортных данных. Ты себя ощущаешь так, как ты мыслишь». «Я люблю снимать актера, про которого мне не все, а может, и вообще ничего неизвестно. Тогда он у меня отождествляется с персонажем, и я могу в процессе съемок его разгадать. Это чувство можно сравнить с чувством писателя, который не знает, куда сюжет приведет его героя». |
«Со мной непросто, это с виду я мягкий. Но, как сказано в одной старинной пьесе: „Играть на мне нельзя“». «Киносообщество — точный слепок с нашего общества. Общества, которое погубила корысть. „Зарабатывание“ стало генеральной, ключевой, всепоглощающей идеей. Но ведь не хлебом единым, есть много другого, во имя чего живешь. Корысть — ржавчина, разъедающая изнутри. Обратите внимание, сегодня в первых строчках суждений о фильме: сколько стоит и сколько собрал. Все». |