Пока мир занят попытками разрешения военных конфликтов, а ВОЗ борется с распространением лихорадки Эбола, умы читателей журнала Tatler, по мнению редакции, уместно занять куда более острыми вопросами: где найти достойного батлера и как правильно уволить горничную?
Нет, ну а что! Согласитесь, быт — сфера важная, и каким бы ни был социально-экономический климат в стране,
куда важнее погода в вашем собственном доме.
В этом, по всей видимости, убеждена Мария Байбакова, 29-летняя дочь олигарха Олега Байбакова (как тут не вспомнить его интервью для GQ от 2009 года, посвященное изображению женских гениталий, которое собиратель искусства повесил в собственной спальне), позиционирующая себя как одна из самых прогрессивных русских девушек в мире. В статье объемом в 2000 слов галерист и обладательница диплома швейцарской школы этикета Institut Villa Pierrefeu сравнивает ведение дома с боевыми действиями, а прислугу — именно это слово настойчиво использует автор — с регулярной армией, стоящей на страже чистоты и уюта.
Автор делится полезными премудростями: знали ли вы, например, что зарплата хорошего батлера (по-нашему, дворецкого) может доходить до 200 000 долларов в год, а полный штат прислуги состоит из (вот тут внимание!) 10 департаментов. А вы думали? Армия! Внимательный читатель может почерпнуть из статьи и другие советы, способные раз и навсегда перевернуть его отношения с обслуживающим персоналом, коли таковой, конечно, имеется: бурные эмоции открыто выражать можно только по отношению к равным, а увольнять прислугу надо быстро и при свидетелях. И, пожа-а-а-алуйста, не забывайте, что филиппинские горничные — не слепоглухонемые, как вы могли бы подумать, учитывая их «безъязыковость».
Колонка пестрит и другими, не менее яркими примерами оторванности одних слоев населения — от других, что особенно печально в ситуации, когда, по оценкам некоторых экономистов, в России за чертой бедности живет около 20 процентов населения. Пока одни судорожно размышляют над тем, как прокормить ребенка, другие на полном серьезе призывают аудиторию массового издания, не рассчитанного исключительно на узкий круг «избранных», завести человека, ответственного за столовое серебро и состояние скатертей.
Материал настолько возмутил некоторых интернет-пользователей, строчащих гневные сообщения и как бы ненароком припоминающих 1917 год, что вызвал межнациональный резонанс: несколько западных изданий, в том числе британские The Times и Daily Beast, опубликовали ссылки на статью, в очередной раз изумившись русским нуворишам. Дальше других пошла популярный блогер и общественный деятель Кристина Потупчик, потребовавшая в своем ЖЖ, чтобы правоохранительные органы обратили пристальное внимание на Tatler, ибо — цитируем — «он один создает в среднестатистическом читателе куда больше анархических чувств и желания немедленной революции, чем любые „Грани.ру“».
А что же автор статьи? В своем Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) Мария принесла извинения всем, кого мог обидеть ее материал, правда, сделала это почему-то на английском языке (реакция западного сообщества, вероятно, важнее возмущения соотечественников). Байбакова заявила, что текст исказили в результате редактуры и вообще не корректно перевели, но теперь, прочитав его на английском, она поняла всю «грубость и бесчувственность» собственных слов и сильно раскаивается.
Реакция главного редактора Tatler Ксении Соловьевой не заставила себя ждать. В интервью популярному онлайн-проекту Соловьева заявила, что текст был написан на русском языке, а «редактуру Маша заверяла лично, чему есть письменное подтверждение». Но, по нашему мнению, вопрос не только в тексте, интонации или подаче, но и в… самом факте его публикации сегодня, в октябре 2014-го. Появись он — точно такой же, но года три назад — никто бы и не заметил. Наверное.
Пока участники медиа-скандала ищут правых и виноватых, находятся и те, кто воспринимают ситуацию с уместным в этой ситуации юмором. Один из комментаторов сообщает: «Историки георгианской Англии нашли неизвестное ранее письмо Филипа Дормера Стэнхоупа, четвертого лорда Честерфилда, к сыну. Он пишет: „Мальчик мой, о том, что касается прислуги, лучше справиться у Марии Байбаковой“». Улыбнулись? И правильно сделали! Смех — лучшая реакция на снобизм и мещанство.