Фото: Ян Кооманс
Сегодня Лоран Илер — руководитель балетной труппы МАМТ с 2017 по 2022 год, этуаль Парижской оперы и любимый ученик Рудольфа Нуреева — отмечает день рождения. В честь его 60-летия предлагаем прочитать его интервью Posta-Magazine, в котором Лоран рассказывал о необходимости обновлять классические постановки, о риске в искусстве и свободном дыхании.
Влада Литвинова: В своих интервью вы говорите о необходимости обновлять классические балеты. Почему постановки не могут существовать вечно подобно прекрасной живописи или скульптуре?
Лоран Илер: Балет — искусство живое и эфемерное. Спектакль должен откликаться в зрителях, пробуждать в них разнообразие эмоций. Поэтому он не может быть чем-то закостенелым из прошлого, но должен быть настоящим. Темы, затронутые в классических балетах, универсальны: любовь и ревность, предательство и дружба. Это то, что всегда интересует и трогает зрителей, значит, именно об этом мы и должны говорить. Но язык коммуникации должен быть понятным сегодняшнему зрителю. Просто так мы ничего не меняем, структура классического балета остается. Сегодня много талантливых хореографов, создающих оригинальные постановки, которые зрители чувствуют, воспринимают. Я убежден, что и большие репертуарные балеты должны быть современными по восприятию, вызывать живые эмоции. Безусловно, языки современной и классической хореографии отличаются, но главное — это всегда должна быть правдивая история, которая трогает по-настоящему.
— В этом сезоне вы восстановили балет «Сильфида» в версии Пьера Лакотта. Почему выбор пал именно на эту постановку?
— Я очень люблю этот спектакль: сам много танцевал в нем, ранее уже восстанавливал. Помимо того, что это очень красивая постановка, для меня было важно дать артистам возможность поработать в этой особой технике. Пьер Лакотт представляет в своих балетах французскую старинную школу. Танцовщикам необходимо работать в разных стилях, это обогащает и способствует профессиональному росту. И, конечно, нужно предлагать зрителям разные стили даже в рамках классических балетов.
— Довольно распространенное мнение, что только классическая школа дает профессионализм. Что классические танцовщики универсальны и потому стоят рангом выше исполнителей остальных направлений. Ваше мнение?
— Классическая школа дает легкость, учит не показывать усилия при исполнении движений. В современных балетах используется совсем другое ощущение пола и своего веса, осознание тела приземленное. Именно поэтому я считаю важным для труппы опыт работы с современными хореографами. Это позволяет чувствовать и танцевать классику по-другому. Любая работа с телом, отличная от той, к которой привык с детства, обогащает артиста. Часто говорю на репетициях: «Вы не ставите пятку на пол». Если правильно использовать свой вес, ставить пятку и отталкиваться всей ступней, можно выпрыгнуть гораздо выше. Иными словами, чтобы взлететь, нужно крепко опираться на землю.
— Какой вы руководитель? Ваш учитель — Рудольф Нуреев — славился суровым нравом.
— Я работаю с артистами, руководствуясь принципами взаимного уважения, и считаю, что ругаться нет никакой необходимости. Как руководитель труппы я не просто сижу в кабинете, но напрямую занимаюсь с танцовщиками, стараюсь дать им те знания и указания, которые поспособствуют их росту. Артисты — взрослые люди, большие профессионалы, единственное их желание на работе — выйти на сцену и превзойти самих себя. Система криков и угроз — система устаревшая и неработающая. Конечно, я тоже могу повысить голос, но считаю, что критика должна быть конструктивна. Нельзя человека постоянно терроризировать, это не мой метод. Мы живем в 21 веке, люди другие, ментальность изменилась — и работать надо по-другому.