Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Думаю, немногие назовут зиму своим любимым временем года. Точно не я. Хотя она все-таки имеет и свои плюсы. Например, еду можно ставить на улицу вместо холодильника. Либо воспользоваться свойством воды превращаться в твердое тело при нуле градусов Цельсия и покататься по замерзшему озеру. Почему бы и нет?
Да будет благословенна первая душа, осознавшая, что гонять на тачках по зимним озерам — это такой кайф, что для этого занятия должна найтись какая-то бизнес-модель. Сегодня нет недостатка в предложениях, если вы желаете взять пару дней и сбежать из этого холодного места в другое, еще более холодное. Практически у каждого европейского автопроизводителя в наши дни есть своя программа вождения по льду, а помимо них целый ряд независимых компаний организуют поездки в эту замороженную нирвану автоспорта. Мой выбор по нескольким причинам пал на немецкую компанию ESC — European Speed Club.
Во-первых, все эти компании используют очень разные автомобили — от Subaru Impreza до Lamborghini Aventador. Переменная степень безумства для людей, которые не верят во взросление. Это я, по сути. Для моего первого путешествия в Лапландию я решил, что хочу покататься на нескольких Porsche, и ESC привозит их туда буквально целый пароход. Только спорткары, конечно же, то есть к вашим услугам — различные разновидности 911 и Cayman/Boxster, которые меняешь в течение дня. Другая причина, по которой я выбрал ESC, заключается в том, что за свои деньги вы получаете огромное количество времени вождения. Можно делить машину с напарниками либо, если заплатить чуть побольше, все время быть единственным за рулем. Я выбрал второй вариант и обнаружил, что после ежедневных 6 часов скольжения на машине по льду правая коленка может немного заболеть от постоянного нажатия на педаль газа. Времени за рулем было однозначно больше, чем достаточно. Группы состоят всего из четырех-пяти автомобилей, каждую опекает опытный инструктор, в итоге получается очень персональный и эксклюзивный опыт вождения.
Долететь в Арвидсъяур, крохотный аэропорт на севере Швеции, вблизи которого базируются многие из этих школ вождения по льду, не так-то просто: взять и забронировать прямой рейс из любого города не получится. Но поскольку в зимние месяцы здесь такой наплыв туристов на ледяное вождение, различные организаторы кооперируются на чартерные рейсы и заполняют крупные самолеты тепло одетыми автомобильными энтузиастами. ESC предлагает очень удобную программу в три дня и всего две ночевки в отеле. Из аэропорта тебя везут сразу на озеро покататься после обеда, затем еще целый день вождения, плюс заключительный утренний заезд перед трансфером на обратный самолет. Можно также выбрать два полных дня вождения с тремя ночевками в отеле либо остаться еще на подольше. Любой каприз за ваши деньги.
Тот момент, когда впервые видишь почти двадцать штук Porsche, запаркованных посреди озера в форме большой буквы X, остается в памяти надолго. В моей группе было четыре автомобиля: 911 Carrera S, Carrera 4S, Cayman S и стандартный Boxster. Для специального испытания под рукой также была парочка GT3 в качестве вишенки на и без того крупном и калорийном торте. Все машины были обуты в шипованные шины Lappi — правильный инструмент для такой задачи с их шипами разумного размера. Погода, увы, выдалась серая и туманная. Весь этот ландшафт смотрится еще прекраснее под солнечными голубыми небесами, но для среднестатистического зимнего дня в Лапландии, пожалуй, могло быть и хуже. По крайней мере, мы хотя бы видели, куда едем, большую часть времени. Я пару раз терял ориентацию, не понимая, куда же здесь должна идти дорога, и меня выносило в снег. Мозг довольно быстро отключает боязнь сбиться с пути, адаптируясь к тому факту, что здесь не во что врезаться и ничего страшного не случится, не считая унижения, когда тебя задом наперед буксует из снега очень милая немецкая дама на полноприводном грузовичке. В итоге ты расслабляешься и таки застреваешь в снегу. Очень часто.
Возможность пересаживаться между тремя очень разными моделями Porsche дает отличную возможность открыть для себя огромные различия в их динамике вождения. В плане чистой скорости Carrera 4S с ее полноприводной системой, конечно же, серьезно обгоняла своих заднеприводных товарищей. Но среди последних, как оказалось, машины с центральным расположением двигателя были значительно быстрее, чем 911. Не совсем то, чего я ожидал. 911 имеет больше веса на задних колесах, что должно давать ей преимущество в плане тяги, но этот же самый вес становится помехой при смене направления. Когда скользишь на тачках по льду, некоторые аспекты управляемости как будто усиливаются, а другие становятся не так важны, как на сухой дороге. Boxster и Cayman можно быстро направить из стороны в сторону, а на 911 с ее тяжелой задней частью требовалось намного дольше времени, чтобы выровнять машину обратно и потом перекинуть на другой бок. При этом кайфа было ничуть не меньше, прошу заметить. Carrera S оказалась чудесной тачкой для безумно долгих заносов, она давала идеально сбалансированное ощущение. Но в плане времени прохождения круга и зигзагов сквозь крутые повороты она и близко не подходила к автомобилям с центральным расположением двигателя.
Чувство скорости и контроля все же лучше всех у Carrera 4S, но уникальные условия замерзшего озера оказались слишком большой нагрузкой для ее полноприводной системы, которую тяжело выдерживать долго. По всей видимости, оттого, что едешь очень сильно боком очень длительное время, в какой-то момент система перегревается и переключается в защитный режим. Этого можно избежать, если стараться ехать с малым углом заноса и не слишком газовать, то есть, чуть медленнее и не так кайфово. Я уже ездил на 4S по ледяному треку в программе Winter Experience от Porsche на московской трассе Moscow Raceway, и она всегда казалась пуленепробиваемой и безукоризненной. На большом озере, с более высокими скоростями и очень длинными заносами проявились термические ограничения полноприводной системы. Конечно, вряд ли вы еще где-то столкнетесь с такими проблемами. К тому же, в новом 992 поколении 911, по заверениям Porsche охлаждение полноприводной системы уже улучшено на 300%, так что с этой проблемой, насколько я понимаю, должно быть покончено.
Тем временем, 911 GT3 предназначалась для езды на длинном прямоугольным треке, где главным гвоздем программы была просто
возможность послушать звук 4-литровой оппозитной шестерки, ревущей на 9000 оборотов в минуту, когда задние колеса крутятся в тщетных попытках перенести хотя бы десятую долю мощности GT3 на скользкий лед. С ее жесткой, заточенной под трек подвеской и избыточными запасами мощности это была, пожалуй, самая медленная машина на озере. И ее легче всех завертеть на месте. Уморительное веселье, вне всяких сомнений, но стандартный Boxster без труда обогнал бы ее в этих условиях почти нулевого сцепления.
ESC каждый сезон создает несколько новых ледяных треков, а также, следуя текущей моде, строит некоторые треки, повторяющие очертания известных нетающих гоночных трасс. Неизменной популярностью пользуются Нюрбургринг и Спа-Франкоршам, хотя, честно говоря, довольно сложно заметить их сходство, находясь на идеально плоском замерзшем озере, где не видишь ничего, кроме снега и пары стоек для обозначения дороги, даже с учетом того, что я довольно неплохо изучил реальные прототипы этих трасс. К тому же они не совсем выдержаны в масштабе, будучи на самом деле намного меньше, так что любые знания о реальном треке весьма бесполезны. Но это в любом случае очень забавное упражнение, причем хорошая новость в том, что на некоторых трассах есть вполне себе скоростные участки. В конце концов, скользить на сотне километров в час намного веселее, чем при 30 км/ч.
Само собой, при наличии 30 с лишним фанатов вождения, замерзшего озера и целой кучки Porsche к нашим услугам, без маленькой гонки было не обойтись. Пожалуй, самая лучшая часть программы: каждому дают четыре заезда на время за рулем автомобиля с центральным расположением двигателя — в полной темноте. Для такого задания в равной степени важны контроль машины и способность видеть, куда же, черт побери, ты вообще едешь без всяких ориентиров за окном кроме снега и нескольких слабых огоньков. До старта такой вызов кажется устрашающим, но потом забываешь обо всем и просто пытаешься настроиться на одну волну с движениями машины из стороны в сторону. Каждый новый круг удавался чуть быстрее предыдущего, и после заездов, когда мы сравнивали время между собой, мой результат вполне казался самым лучшим. Но на следующий день при объявлении результатов выяснилось, что каждое застревание в снегу в предыдущие дни прибавлялось ко времени в качестве неуточненного штрафа. Я не слишком внимательно избегал таких казусов, так что на мой результат это однозначно повлияло в значительной степени. По справедливости, это было настолько по кайфу, что результаты в кои-то веки не имели никакого значения. Честно, улыбка на моем лице, кажется, не сойдет до весны.