Заезженное «времена меняются» сегодня актуально как никогда: зарубежные искусствоведы переосмысляют творчество Гогена, которого теперь называют «переоцененным педофилом».
Разбираемся, почему выставка французского живописца вызвала скандал в Лондоне?
Искусство нередко связано с политикой двойных стандартов. Как разделить личность художника и его творчество? За примерами далеко ходить не надо: поп-король Майкл Джексон низвергнут со своего пьедестала из-за свежего разоблачительного фильма «Покидая Неверленд», а известный режиссер Вуди Аллен оказался в информационной изоляции из-за того, что и актеры, и пресса не хотят с ним сотрудничать, поскольку бывшая жена кинематографиста уверена, что он растлевал их приемную дочь. Похожая судьба, кажется, ждет и давно почившего французского живописца Поля Гогена, которого современные искусствоведы называют «переоцененным педофилом».
Эксперты указывают на период жизни художника, который он провел на Таити, где — и эта информация не является шокирующим открытием — встречался с 13- и 14-летними девочками и вступал с ними в сексуальные отношения. Более того, две юные девушки были женами Гогена и понесли от него детей. Куратор Лондонской национальной галереи Кристофер Риопелле, организовывающий выставки его работ, отмечает, что изменил свое отношение к живописцу, досконально изучив его биографию. «Это был очень расчетливый, черствый человек», — рассказывает Риопелле, который признается, что «разочарован» тем, как его непреодолимая страсть к искусству привела к тому, что он «причинял вред и использовал других людей». «Если сегодня что и осталось рассказывать о Гогене, так это о его грязных делах», — солидарна с ним куратор из Дании Лине Клаузен Педерсен, ранее неоднократно устраивавшая вернисажи Гогена.
Теперь аудиогиды говорят о художнике не только как о выдающемся импрессионисте своего времени, реформаторе искусства и создателе нового стиля, но и как об «эксплуататоре, который использовал свое привилегированное положение, чтобы получить максимум сексуальных свобод». Кроме того, в некоторых музеях, где экспонирован Гоген, описание его картин отредактировано и оттуда вымараны слова, которые могут оскорбить отдельно взятые группы, в том числе и этнические. Например, название картины «Голова дикаря. Маска» сопровождается пояснением, что слово «дикарь», считающееся сегодня оскорбительным, «отражает мнение, свойственное эпохе Гогена», а фразы про «отношения художника с молодыми таитянскими женщинами» заменены на «отношения с 13- и 14-летними таитянскими девочками».
С критической позицией категорически не согласна внучка Гогена — Метте. Женщина утверждает, что в XIX веке в подобных отношениях не было ничего предосудительного, поскольку именно в 14-летнем возрасте островные жительницы, как правило, выходили замуж, и если этого не происходило, их считали старыми девами. Ее поддерживает ряд представителей культурного сообщества, которые уверены, что нельзя мешать личность создателя и его творчество. Висенте Тодоли, бывший директор музея Tate Modern, в свое время проводивший масштабную экспозицию художника, считает, что надо разделять биографию автора и его наследие: «Я могу презирать или даже ненавидеть человека, но работа есть работа. Как только художник создает свое произведение, оно больше не принадлежит ему: оно принадлежит миру».
Споры о том, должна ли персона создателя влиять на восприятие его творчества, продолжаются. Одни убеждены, что историю искусства стоить пересмотреть в соответствии с сегодняшними представлениями о морали, другие отвечают, что тогда мы можем потерять великих творцов прошлого и их наследие, тем более что в биографии чуть ли не каждой выдающейся личность есть, что называется, свои темные пятна.