Застенчивая сирена, Нордическая принцесса, Снежная королева, Шведский сфинкс — журналисты придумали для нее массу громких имен. Ей приписывали многочисленные романы с мужчинами и женщинами, но она так и не вступила в брак, не завела детей. Не потому ли, что, как говорил Марчелло Мастроянни, “королева так и не нашла короля, которым могла бы крутить”? Сегодня 105 лет назад родилась Грета Ловиса Густафссон — кинодива, икона стиля и тайный агент британской разведки, участница антифашистского сопротивления в годы Второй Мировой и просто женщина, которая по собственной воле оборвала свою звездную кинокарьеру в пользу покоя, но не одиночества, ради размеренных прогулок по Манхэттену. В темных очках, парике, обуви на плоском ходу — в молчаливом созерцании стремительно меняющегося мира. Вспоминаем историю легендарной актрисы и ее пронзительные цитаты о жизни и любви.
Она была создана для кино. Ее можно было снимать при любом освещении, в любом ракурсе, но она не стремилась быть знаменитой. Последние годы очень тяготилась работой в Голливуде, сдерживаемая только контрактом, и в свободное время любила лежать, просто рассматривая узор на обоях. Она считала, что очень глупо попадать на страницы газет и афишировать свою личную жизнь, не понимала поклонников, которые писали ей письма. И даже мировое признание, подкрепленное в 1954 году «Оскаром» за выдающийся вклад в развитие искусства, не заставило ее думать иначе.
«Наша семья была очень бедной. Как же я ликовала, когда на гонорар от фильма „Сага о Йесте Берлинге“ смогла купить матери браслет и кольцо».
Величественная красавица с пронзительным взглядом родилась в небогатой шведской семье, была третьим ребенком и бросила школу после смерти отца от туберкулеза. Нужно было зарабатывать на жизнь. В 15 лет она стала уборщицей в парикмахерской, служащей в банке, снималась в рекламе универмага «Паб», в котором работала. Ее дебютом в 1921 году стал ролик «Как не надо одеваться». Говорят, оператор обратил внимание на ее длинные ресницы и… предложил их постричь, ведь они отбрасывали на лицо такие некрасивые тени!
Ей было 17, когда ее заметил комедийный режиссер Эрик Петчер и предложил небольшую роль в своей новой картине «Петер-бродяга». В титрах можно найти ее настоящую фамилию — Гарбо она стала потом. Два года она училась актерскому мастерству в театральной школе при Королевском драматическом театре Стокгольма, где на нее обратил внимание режиссер Мориц Стиллер и взялся лично обучать актерскому искусству, а заодно и придумал псевдоним, который навсегда сросся с образом эффектной шведки — Грета Гарбо. Потом была главная роль в картине «Сага о Йесте Берлинге» (1924) — экранизации романа Нобелевского лауреата Сельмы Лагерлёф. Грету заметил Луис Б. Майер, один из основателей MGM, и пригласил в Голливуд вместе со Стиллером. По мере того, как росла ее слава, портились отношения с Морицем, да и кинобоссы были им недовольны. В конце концов, его уволили, он вернулся в Швецию, а Грета до конца своих дней считала, что Голливуд Стиллера так и не понял.