Русское кино часто ругают и редко умеют правильно оценить. Мы обратились к профессионалу кинобизнеса — Марии Лемешевой.
«С помощью нашего журнала мы очень хотим переломить ситуацию, —
рассказывает Мария, — привлечь зрителей в залы и объяснить, что и у нас снимается хорошее кино, пусть не всегда кассовое, но его действительно стоит смотреть».
За рейтингами и цифрами, публикуемыми в культовом журнале о кино The Hollywood Reporter, внимательно следят и простые читатели, и профессионалы. В журнале есть специальная вставка — там даже бумага другого цвета и качества — это работа серьезного аналитического отдела.
Мы попросили Марию Лемешеву подвести итоги года и рассказать, что самого важного и интересного случилось в мире русского кино.
Главный сюрприз года
Меня приятно удивил фильм Романа Прыгунова «ДухLess». Прокатчики были настроены пессимистически: доверие к российским производителям давно упало, в последнее время они не собирали кассу и как будто бы делали все, чтобы на наше кино никто не ходил.
Я сама в коммерческий успех «ДухLess» не верила, тем более что литературный первоисточник мне активно не понравился. Но посмотрев картину на ММКФ, отметила: она действительно хорошо сделана и легко смотрится. Впрочем, представить, что фильм «раскачает» нашего зрителя — все же не могла. И вдруг такой ажиотаж: в первый уикенд в России и СНГ — более 161 миллиона рублей. Дальше — больше, ленту посмотрели почти 2 миллиона зрителей. Настоящий прорыв!
Это для меня самый большой и приятный сюрприз года. А сейчас мы в ожидании рождественских каникул: самые кассовые новинки обычно планируются на эти дни. История с «ДухLess» всех вдохновила и дала надежду на то, что старт года будет успешным.
Фильм, на который стоит обратить внимание
Из российских фильмов я бы отметила работу Дуни Смирновой «Кококо» с блестящими работами Анны Михалковой и Яны Трояновой. К сожалению, наши кинокритики не особо ее хвалили — ну не любят они хорошее жанровое кино. Им ближе мрачный артхаус с маргинальными персонажами и беспросветными буднями. Увы, фильм «Кококо» не получил и приза на «Кинотавре», хотя и считался одним из лидеров конкурса. Но я уверена, у картины хорошее будущее в телевизионном прокате, и очень рекомендую ее посмотреть всем, кто еще этого не сделал.
Также хочется порекомендовать новую работу Виктора Шамирова «Со мною вот что происходит». Эта камерная картина, трогательная, чувственная, с замечательными диалогами. Снята она практически на собственные средства, на голом энтузиазме, из любви к кино, что не помешало ей стать одним из самых ярких авторских высказываний в 2012 году.
Ключевая проблема российского кино
Сложно выносить приговор всему кинематографу, кого-то обвинить, искать, кто забрал деньги, кто их не дал… Главная печаль — почти не осталось профессионалов. У многих начинающих кинематографистов цель одна — стать успешными, заработать денег, получить приз, а о самом творческом процессе, мучительном поиске, серьезном труде — речь не идет.
Уходит в прошлое такое священнодействие, как репетиции, читка сценария, разведение сцен. Молодые режиссеры зачастую следят за работой актера по монитору, не тратя время даже на повторные дубли. А уж о дефиците профессиональных осветителей, художников, реквизиторов и гримеров, для которых мельчайшая деталь имеет значение и говорить не стоит.
И я при этом всего лишь сторонний наблюдатель, а каково это видеть мастерам? Со своей стороны делаю все возможное, чтобы переломить ситуацию — в журнале мы пропагандируем серьезный подход к профессии, публикуем мастер-классы мэтров кино, рассказываем о специальностях, без которых не получится кино, поддерживаем молодых и талантливых.
Новые имена
За год нашей работы на российском рынке мы уже собрали целую команду новых героев. Считаем их своими «детьми» и следим за их творчеством, будем и дальше помогать. Особо хочу отметить Дашу Мельникову — юную актрису, которая раньше играла в подростковых сериалах. Но в фильме «Стальная бабочка» она раскрылась в новом качестве. Это уже самостоятельная взрослая артистка. THR вручил Даше премию «Аванс», которая присуждается самому многообещающему и перспективному кинематографисту года. Теперь жду ее новых ролей. Уверена, не ошиблась.
Недавно прошел фестиваль ВГИКа. Отсмотрев все работы, мы остановили выбор на студенте IV курса Игоре Коротком. Он сам придумал и снял замечательный фильм «Огонь, вода и медные трубы». В одном из следующих номеров мы сделаем с ним интервью. Очень перспективный парень.
А в декабрьском номере читателей ждет новогодний спецпроект-сюрприз. В нем приняли участие пятеро молодых актеров, у каждого из которых был мощный старт в уходящем году и готовятся интересные проекты в новом — это Иван Макаревич, Антон Богданов, Марина Петренко, Любовь Новикова и Соня Карпунина.
Я планирую выводить на авансцену не просто новые лица, но и реально талантливых ребят, за которыми будут стоять профессиональные роли, а не пустое мелькание на страницах глянца. И мы из них будем делать настоящих звезд!
Когда вернется эпоха Марлона Брандо и Кларка Гейбла
Сейчас в кино дефицит красивых молодых людей, которые были бы при этом талантливыми актерами. С актрисами полегче — красоток много, а вот с юношами…
Где же наши российские секс-символы? С этим вопросом мы обратились к ректору Щукинского училища Борису Любимову. Профессор считает, что на экранные образы влияет время и то, что происходит в мире. Даже в Голливуде нынче в моде не далекие от реальности кинобоги, а брутальные земные парни с внешностью Хавьера Бардема или Дэниэла Крейга.
Сегодня именно эти типажи вызывают доверие у зрителя. При деструктивности, что царила в нашем обществе и, как следствие, в кинематографе были востребованы образы, которые не имели ничего общего с персонажами, создаваемыми когда-то такими актерами как Столяров или, например, Видов. Но по прогнозам Любимова, лет через 15–20 все может измениться, и на экраны вернутся герои-красавцы. А предпосылки налицо: в рейтинге самых сексуальных актеров 2012 года, который составил THR , Данила Козловский не просто вошел в лидирующую пятерку, но и обошел самого Брэда Питта!