Мода

Мода & Бизнес. Prada и ничего кроме правды: как разоблачающий блог в «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» стал задавать настроения в индустрии моды

Один из самых успешных модных аккаунтов «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» — @Diet_Prada — начинал с того, что привлекал внимание пользователей к модным заимствованиям (или, скажем прямо, плагиату), а сегодня выступает «сторожевым псом» индустрии, поднимая острые вопросы харассмента, расизма и любых иных форм дискриминаций.

Однако, несмотря на феноменальную популярность (1,5 млн подписчиков — шутка ли?), аккаунт остается не слишком прибыльным мероприятием:
его основатели стилисты Тони Лю и Линдси Шайлер признаются, что все еще зарабатывают на основной работе гораздо большие деньги, и это при том, что проектом приходится заниматься «почти круглосуточно».

Несмотря на все эти усилия, создатели аккаунта столкнулись с главной проблемой независимого СМИ — если ты хочешь заработать деньги, будь лоялен к рекламодателю, но если ты стремишься оставаться неподкупным, это с высокой долей вероятности оценит аудитория, и вряд ли — бренды. Согласитесь, платить за упоминание людям, которые еще недавно обвиняли тебя в расизме, находили откровенный плагиат в твоей коллекции или расследовали случаи сексуального насилия, связанные с твоим именем, решатся только самые отчаянные (или кристально честные). Остальные же по старинке разместятся в условном Vogue, заплатив многотысячные суммы за поддержку и лестные комментарии.

Однако если читатели хотят новых расследований, кто-то должен за это платить. @Diet_Prada пробовали работать с рекламодателями, но такие взаимодействия были приняты аудиторией негативно, поэтому уже около полугода компания не практикует подобных контактов. Сейчас один из источников дохода проекта — собственный мерч, который продается на отдельном аккаунте за вполне демократичные деньги: футболки стоят от 32 до 48 долларов, кастомизированные толстовки — 54, а лаконичная кружка для кофе с надписью Call It Out символичные десять «баксов». Аналитики отмечают, что это логичный, но не слишком эффективный источник дохода, и предлагают пополнить портфолио «диетической Прады» собственным модным фестивалем или платными подкастами.

Однако и в случае с подкастами — казалось бы, недорогим в производстве и действительно актуальным контентом — существуют определенные риски: заигравшись в правдорубов, легко забыть о необходимости проверять информацию, а также не доверять сомнительным источникам, в противном же случае авторов ждут неминуемые иски о клевете, а вместе с ними — как минимум — колоссальные траты на адвокатов и ведение тяжб, не говоря уже о возможных штрафных санкциях и денежных компенсациях.
Интересно, что на сегодняшний день наиболее вероятным развитием ситуации эксперты видят создание профессионального СМИ на базе популярного блога (как, кстати, уже не раз случалось — вспомним кейс одного из самых авторитетных изданий о моде Business of Fashion, начинавшегося как раз как блог), действующего в рамках закона и журналистской этики, где факты строго сверяются, а сторона, в адрес которой звучат обвинения, имеет право высказать собственное мнение или прояснить ситуацию. И хотя содержать полноценное издание гораздо дороже, нежели поддерживать работу «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)»-аккаунта, на сегодняшний день это один из наиболее эффективных легитимных способов превратить хобби в доходный бизнес, а собственную страсть — в мировой бренд.


Самые громкие разоблачения @Diet_Prada:


Детская линия Ким Кардашьян VS Comme des Garçons и Vetements

Детская линия Ким Кардашьян VS Comme des Garçons и Vetements

Один из самых известных кейсов блога — разоблачение Ким Кардашьян, выпустившей детскую коллекцию, копирующую образы из линий Comme des Garçons и Vetements. Прочитав об обвинениях, Ким тут же пошла в оборону: мол, это не плагиат, а дань уважения любимым брендам. Тем не менее, ситуация не раз обсуждалась в СМИ, а @Diet_Prada даже выпустили мерч по мотивам этого скандала.

Обвинения Стефано Габбана в расизме

Обвинения Стефано Габбана в расизме

Все началось с рекламного видео D&G, запущенного в социальных сетях. Пользователей возмутили стереотипные представления марки о китайцах. Масла в огонь подлил «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» @Diet_Prada: на своей страничке он опубликовал скриншот переписки, якобы украденной с аккаунта Стефано Габбана, где он называет китайцев «грязной вонючей мафией» и утверждает, что бренд «прекрасно проживет и без них». В результате громкого скандала показ #DGTheGreatShow, который должен был состояться в Шанхае, был экстренно отменен, а марка принесла официальные извинения, заявив, что и официальный аккаунт Dolce & Gabbana, и личную страничку Габбаны взломали недоброжелатели.

Гоша Рубчинский VS неизвестный юноша-модель

Досталось и нашему соотечественнику Гоше Рубчинскому: в конце 2018 года блог опубликовал скрины переписки дизайнера с 16-летним молодым человеком, которого Рубчинский — якобы — просил прислать фото из ванной. Возможно, фразы были вырваны из контекста, однако коммуникация взрослого мужчины с тинейджером выглядела двусмысленно, что вызвало волну возмущения в СМИ. Официальный ответ не заставил себя ждать: бренд написал, что запрос фото осуществлялся в рамках кастинга на показ, поскольку известно, что своих моделей дизайнер зачастую находит на улицах и в социальных сетях.

Гоша Рубчинский VS неизвестный юноша-модель

Victoria’s Secret VS Fleur du Mal

Один из самых громких скандалов последнего времени: бельевой бренд Victoria’s Secret, который все никак не может прийти в себя после нападок феминисток и бодипозитивщиков, а также не слишком удачных трансофобных высказываний экс-менеджера Эда Разека, на этот раз и вовсе выступил рискованно, воспроизведя — точь-в-точь — комплекты с аппликациями молодой нью-йоркской марки Fleur du Mal. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что основательница бренда Дженнифер Цуккарини три года проработала на посту дизайнера VS, после чего ушла в свободное плавание и создала собственную компанию.

Victoria’s Secret VS Fleur du Mal


Что думают читатели @Diet_Prada о проекте и его будущем?


Мы попросили нескольких известных персон, подписанных на разоблачительный блог, ответить на несколько вопросов: почему они на него подписались, для чего читают и как видят развитие аккаунта?

Марина Цебоева, владелица детского проекта Sophie Store

Марина Цебоева, владелица детского проекта Sophie Store:

«Я подписана на @Diet_Prada уже года два, было любопытно наблюдать, как этот ресурс демонстрирует то, с какой легкостью разные бренды практически копируют коллекции друг друга. Сегодня блог набрал силу и обладает высокой степенью доверия, так как поднимаемые на его страницах социальные вопросы находят отклик у аудитории, и у меня в том числе. Что касается дальнейшего развития, мне кажется, что профит — последнее, на что может рассчитывать такой ресурс, имея в виду неподкупность мнения и отсутствие прямой рекламы, но иметь @Diet_Prada с своем „пакете“ захотят многие, так что стоит ожидать, что владельцы будут меняться, перекупая его и обогащая таким образом предыдущих».

Анна Звижинская, популярный блогер, путешественница

Анна Звижинская, популярный блогер, путешественница:

«Какое-то время я действительно была подписана на аккаунт, и хотя недавно отписалась от него, периодически захожу на страницу, чтобы посмотреть последние новости. В проекте мне нравится то, что он не похож на другие фэшн-блоги, симпатична вольная манера изложения его авторов, отсутствие рамок и одновременно — явных клише. Создается впечатление, что те, кто делают @Diet_Prada, действительно любят свое дело. Иногда просто поразительно, какие они проводят расследования, находят архивные фото. Наблюдать за этим очень интересно! Привлекает независимость проекта, как и уникальность контента. Коммерциализировать его, я уверена, можно, но делать это нужно осторожно, нативно. У блога есть лояльная аудитория, читатели, которые ему доверяют, поэтому реклама, если она качественная и уместная, должна быть эффективной. Если говорить о развитии проекта, хотелось бы видеть больше интервью или хотя бы прямой речи, а также видеоконтента — мне кажется, это сейчас актуально и очень востребовано».

Марина Изилова, светская девушка, модный коллекционер

Марина Изилова, светская девушка, модный коллекционер:

«Подписалась на блог я в момент, когда они поймали первую волну популярности, это было, наверное, года полтора-два назад. Мне нравится, насколько наглядно они демонстрируют, кто у кого, скажем так, позаимствовал идеи. Но главное — создатели @Diet_Prada никого не боятся: ни великих и ужасных дизайнеров современности, ни легенд прошлого, ни потенциальных звезд индустрии. Интересно, как скрупулезно и оперативно авторы проекта выискивают плагиат и другие нарушения авторских прав, и хотя я не всегда улавливаю тонкости их язвительных текстов, мне симпатична такая подача. Мой любимый кейс — как они отслеживали, с какой скоростью клепают подделки „под Мюглера“ в период, когда Ким Кардашьян увлеклась творчеством бренда. Если же говорить о будущем проекта, то было бы круто, если бы они организовали выставку (не будем мелочиться, пусть это сразу будет Институт костюма при Метрополитен-музее), где будут собраны все контрафактные изделия, а рядом — их оригиналы. Или хотя бы выпустили книгу с таким же содержанием».

16 августа 2019
Арина Яковлева для раздела Мода