Культура

Цифровое чаепитие, оживающие цветы Рембрандта и искаженное будущее: главные хиты секции Digital арт-ярмарки Cosmoscow 2022

Rinatto L'Вank. The PAST of humanity
Rinatto L'Вank. The PAST of humanity

С 5 по 17 сентября в Гостином Дворе состоялась 10-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, ставшая одним из ярчайших событий сезона для художников и креаторов. Но понятие «художник» на ярмарке решили заметно расширить, запустив необычную и суперсовременную секцию Digital, в которой приняли участие галереи с проектами, посвященными новым медиа и цифровому искусству, а также онлайн-площадки по продаже цифрового искусства, включая NFT.

Куратором площадки стала группа Instigators — международный художественно-исследовательский проект, объединивший вокруг нового медиума NFT сообщество художников, кураторов и криптоэнтузиастов с целью построить мост между блокчейном и физическим миром.


Instigators


Группа Instigators также представила собственный выставочный проект — Phygital Is the New Digital, который стал стендом-ликбезом для тех, кто хотел разобраться в том, как и зачем художники «ныряют» в этот новый дивный мир цифрового искусства. Отвечали на насущные вопросы основатель группы Денис Давыдов, Ута Бекая, Ксения Обуховская, Кирилл Рейв и Дмитрий Шабалин.

Phygital — сравнительно новый термин, он получился путем слияниях двух английских прилагательных — physical (физический) и digital (цифровой). И на стенде каждая представленная композиция состояла из двух частей: физического арт-объекта и его цифрового аналога.

Phygital Is the New Digital
Phygital Is the New Digital

Наибольший ажиотаж вызвала работа Sacred Creatures («Священные создания») Дениса Давыдова и его американо-грузинского коллеги Уты Бекаи. Работа посвящена игрушкам и затрагивает тему национального самосознания, и очаровательные персонажи отражают особенности культуры Грузии и Узбекистана.

Ута Бекая
Ута Бекая
Денис Давыдов
Денис Давыдов
Кирилл Рейв. Skull of Civilization
Кирилл Рейв. Skull of Civilization
Кирилл Рейв
Кирилл Рейв

А работа Кирилла Рейва Skull of Civilization («Череп цивилизации») основана на антропологическом исследовании: художник задается вопросом о происхождении человеческой жизни и предлагает немного поиграть с этой темой. Кирилл взял фотографию черепа древнего человека, оцифровал ее и с использованием возможностей блокчейна и компьютерных технологий создал NFT-арт.

Арт-объект «Маски» Дмитрия Шабалина состоит из множества очень ярких частиц, а свой выход в пространство блокчейна художник объясняет тем, что тема космоса и пространство интернета имеют достаточное количество схожих элементов и между ними стоит провести параллель. Так что NFT в точности повторяет эволюцию появления вселенной: маленькие крупицы возникают из ниоткуда, собираются в единое целое, в данном случае это маска, а затем по не известным ни для кого причинам это все разлетается на мелкие крупицы.

Дмитрий Шабалин
Дмитрий Шабалин
Арт-объект «Маски» Дмитрия Шабалина
Ксения Обуховская
Ксения Обуховская

Проект Ксении Обуховской Soft Infiltration («Нежное проникновение») — это скульптуры — хирургические инструменты. Художница решила поэкспериментировать на тему будущего: биология, генетика, нанотехнологии развиваются очень быстро, и мы даже не можем предположить, как будет выглядеть человек будущего. В основе работы — постгуманистические идеи, вдохновленные творчеством кинорежиссера Дэвида Кроненберга. Можно считать, что это некий антропологический прогноз на будущее…

Soft Infiltration («Нежное проникновение»)
Soft Infiltration («Нежное проникновение»)

Artocratia


Стенд Artocratia — это социальная сеть, комьюнити для ценителей и любителей искусства. Как она появилась? Началось все с желания друзей — основателей проекта и коллекционеров — оцифровать свои коллекции, создать цифровой архив. Постепенно художников становилось больше — и появился маркет, на котором можно выставляться, можно покупать, можно быть коллекционером. Бонусом появилась большая сетка материалов: интервью, статьи, обучающие проекты и даже отдельная образовательная платформа с вебинарами и курсами — как платными, так и бесплатными. Так что Artocratia — это целое комьюнити единомышленников, это социальная сеть для тех, кто любит, ценит искусство и хочет быть как-то к нему причастным.

Один из проектов Artocratia — это метаверс, созданный совместно с ребятами из Wave. Это отдельная метавселенная на четыре разные комнаты, в которых представлены четыре вида NFT. И посетители Cosmoscow, зайдя в метавселенную, могли попасть в мир NTF и разобраться в том, какие NFT бывают, как они выглядят, что с ними происходит.


SAS Metagallery


SAS Metagallery — первая российская галерея, которая представлена в метавселенной Decentraland и находится в 20 метавселенческих шагах от знаменитого аукционного дома Sotheby’s. Здесь были представлены NFT-работы таких современных художников, как Platon Yurich, Глеб Солнцев, Стефан Хербст, Алиса Ножнина и Стелла Лабужская.

Platon Yurich
Platon Yurich
Стефан Хербст
Стефан Хербст

Тема стенда — эмпатия, именно на эту тему рефлексировали художники. В реальном мире галерея не была представлена — зрителей приглашали на виртуальную платформу Decentraland, где открылся павильон-копия Гостиного Двора!

https://posta-travel.ru/article/cosmoscow-2002-digital/
https://posta-travel.ru/article/cosmoscow-2002-digital/
https://posta-travel.ru/article/cosmoscow-2002-digital/

Decentraland — децентрализованная платформа в виртуальной реальности, которая состоит из 90 601 земельного участка и является метавселенной, в которой пользователи могут создавать, использовать и монетизировать контент. Виртуальная недвижимость и имена пользователей Decentraland представляют собой NFT, которые могут быть куплены в криптовалюте MANA, основанной на блокчейне Ethereum.


Generative Gallery


Галерея Generative Gallery представляла пять художников, чьи работы присутствовали и в физическом исполнении, и в NFT. Центральная работа — конструкция «iPot», создали ее ::vtol:: (российский художник Дмитрий Морозов) в коллаборации с художницей Александрой Гавриловой. Как это выглядело? Гости попадали на цифровую чайную церемонию — на стенде можно было заваривать чай, скипятив воду, выбрав китайский чай в цветке и заварив его. Все это снимала камера, находящаяся над колбой — и на основе этих картинок получались изображения, которые переходили в NFT. Каждый цикл чайной церемонии создавал одну новую NFT. Просто чай тоже можно было попить!

Generative Gallery. iPot
Generative Gallery. iPot
Generative Gallery. iPot

Серия работ студии STAIN под названием «Рассеивание» тоже была создана на основе алгоритма: точки каждый раз преобразовывались в новую картинку, которая постоянно изменяется, повторяя сама себя.

Серия работ студии STAIN под названием «Рассеивание»
«Рассеивание»
Серия работ студии STAIN под названием «Рассеивание»
Орхан Маммадов
Орхан Маммадов

Работа Орхана Маммадова из Азербайджана — ковер — это исследование традиционных орнаментов. Ковер создан на основе алгоритма Серпинского (математика), принцип заключается в том, что фигуры делят сами себя. И этот алгоритм провоцирует создание новых ковров — они тоже сами себя не повторяют, и каждый новый ковер — это новая картинка, не записанная ранее.

Яoma Bantik показал алюминиевый сплав и необычный LED-экран, а студия Radugadesign — натюрморт с цветочками, который можно считать одной из версий прочтения старых голландских натюрмортов. Серию из 12 работ обработал ИИ: когда к работе подходил человек и заговаривал, работа реагировала на голос — и цветочки оживали.

Яoma Bantik показал алюминиевый сплав и необычный LED-экран

VS Gallery


VS Gallery представляла работы Кирилла Рейва и Рината Абдрамахнова, и экскурсию по стенду для нас устроил сам Ринат, известный в сети как Rinatto L’Вank.

Кирилл Рейв
Кирилл Рейв
Кирилл Рейв. Пустота (короткая версия)
Кирилл Рейв. Пустота (короткая версия)
Ринат Абдрамахнов (Rinatto L'Вank)
Ринат Абдрамахнов (Rinatto L’Вank)

«Я представляю течение пост-веб, цифровое искусство, основанное на фотографии. Изучаю феноменологию человеческого тела — течение философии через специфику визуальной коммуникации. Так как мы живем в мире современных технологий, где большинство сигналов формируется в виде какого-то визуального кода и визуальных образов, эти образы превратились за последние несколько десятилетий в мощный ком из всего, что у нас было до, из того, что у нас происходит сегодня. И в этом стремительном развитии технологий до сих пор очень важную роль играет человек, его самоощущение, его отношение к окружающему миру, его отношение к людям вокруг. И человек как репрезентация в виде визуального образа его тела — носителя, биологического робота — представлена в моих работах в разных интерпретациях, в забвении меж пространств, в забвении аффекта новых технологий. Он и здесь, и там одновременно».

«Все работы — диджитальные, изначально работа строится на фотографии — то есть в ней всегда присутствует человек, его энергия, его движение, его тело. Я снимаю слепок времени в виде фотографии, обрабатываю на компьютере, используя симуляцию воды или стекла, чтобы создать эффекты рефракции. Призматика, искажение — это хорошо известный нам эффект: через бокал с водой или вазу можно увидеть мир совсем другим. И вот этим я и занимаюсь: дарю людям новые образы того, как мы можем выглядеть».

VS Gallery

Hutton


Компания Hutton в рамках Cosmowcow-2022 также представила свою собственную метавселенную, продолжая развитие идеи новых медитативных пространств и связывая архитектуру, дизайн и искусство. Философией проекта стала тема космических открытий, новой digital-реальности, NFT-арта и AR-технологий.

Иван Пузырев
Иван Пузырев

«Мы знакомим людей с метавселенной. Главный вопрос: что же такое метавселенная? Слишком много шума вокруг этого, давайте введем очень простой термин. А что если это трехмерный интернет? Стенд Hutton презентует первый среди застройщиков в России и СНГ собственный трехмерный мир, в котором люди могут встретиться со всех уголков мира, зайти прямо с сайта в виде трехмерного аватара, познакомиться с NFT-искусством художников со всего мира. В данном случае мы говорим о Лайе Матикшара из Индии, Райане Уитби из США и Нилсе Хансене из Германии. Все они работают исключительно с трехмерным медиа, это трехмерные NFT-скульптуры, которые существуют либо в метавселенной, либо в дополненной реальности. Их скульптуры представлены в метавселенной Hutton — и стенд является своего рода модулем погружения в этот цифровой мир», — так резюмировал этот масштабный проект Иван Пузырев, сооснователь стартапа Arhead.

Hutton
Hutton

Hutton ждали гостей в павильоне, вдохновленном реальным объектом Hutton — космическим комплексом Lunar, расположенным на Ленинском проспекте, вл.38. Lunar.

Hutton настаивают: метавселенная — это не манифест эскапизма, при котором мы покидаем реальность или забываем про нее, метавселенная — это место для общения, в котором информация подается в более удобном виде. Здесь можно было посетить интерактивные комнаты, увидеть инновационную архитектуру гладких скатов и террас, резервуары с водой и левитирующие природные явления, ландшафтный парк с различными скульптурами и, конечно, посмотреть работы художников.

Четырнадцатилетняя цифровая художница из Индии Лайя Матикшара показала работу «Глобальное потепление» из коллекции «Метаморфозы Земли». Райан Уитби — дизайнер, работающий между областями архитектуры, инженерии и интерактивного искусства, — первую работу в рамках исследования манипулированных и деконструированных элементов, а Нильс Хансен — работу Animation // 200 Frames Loop на тему криптоискусства

Лайя Матикшара. Метаморфозы Земли
Лайя Матикшара. Метаморфозы Земли
Райан Уитби. Contours 1. Ahead
Райан Уитби. Contours 1. Ahead
Нильс Хансен. Animation // 200 Frames Loop
Нильс Хансен. Animation // 200 Frames Loop
23 сентября 2022
Posta-Magazine для раздела Культура