Ярким завершением фестиваля современной хореографии Context, проходившего при информационно поддержке Posta-Magazine, стал субботний вечер, объединивший на сцене Театра им. Моссовета сразу несколько ведущих европейских трупп.
Финальный аккорд фестиваля
запомнится всем без исключения
любителям искусства танца!
В этот вечер на сцене столичного Театра им. Моссовета фрагменты из своих балетов представили труппы знаменитых режиссеров, отмеченные восторженными отзывами критиков и менее искушенной, но от того еще более требовательной публики.
Программа вечера была проработана совместно с Дианой Вишневой, основателем и идейным вдохновителем фестиваля, поставившей своей целью создание уникальной площадки для молодых талантливых хореографов и танцоров, которая стала бы местом обмена опытом и редким по зрелищности действом. Стараниями примы-балерины Мариинского театра в этом году в проекте, длившемся четыре дня, приняло участие больше 10 зарубежных трупп, в том числе — знаменитые Gauthier Dance, Нидерландский театр танца (NDT2), Ate9 dANCEcOMPANY и другие.
Финальный день открывал балет «Белоснежка», поставленный французским режиссером Анжеленом Прельжокажем, возглавляющим Ballet Preljocaj. Хореограф, родившийся недалеко от Парижа в 1957 году, обучался в классической балетной школе, однако уже в 1980-е годы его внимание привлек современный танец, что вылилось в создание собственной труппы, на сегодняшний день насчитывающей 26 человек. Его «Белоснежка» — это романтическая и вместе с тем преисполненная драматизма история, рассказанная при помощи движения. «Я люблю сказки. В них всегда таятся различные скрытые символы, понятные как взрослым, так и детям. Моя постановка основана на произведении братьев Гримм. Я хотел избежать привычного всем прочтения. […] Американский психолог Бруно Беттельгейм характеризует историю Белоснежки как эдипов комплекс в обратной проекции».
Свое видение современного искусства балета представила и Нанин Линнинг — один из самых успешных голландских хореографов. Ее постановка «Зеро» — ошеломляющее действо, сочетающее в себе дизайнерские костюмы, потрясающую струнную музыку и почти акробатический подход к танцу, обусловленный темой произведения — исчезновением силы гравитации. Любопытно, что, несмотря на «чуждую» российской школе современную методику, режиссер признается, что большие классические балеты всегда были и остаются мощнейшим источником вдохновения, равно как и выдающееся культурное наследие нашей страны.
Наконец, третий фрагмент, представленный вчера публике, носит название «Внутренне одиночество (дуэт)». Его автором выступает Лоранд Захар, художественный руководитель труппы Codarts — международного университета профессионального образования в области музыки, танца и циркового искусства родом из Роттердама. Как ясно уже из названия, произведение исследуют проблему одиночества, рассказанную при помощи двух выдающихся танцовщиков.
Три из четырех дней фестиваля на сцене появлялась Диана Вишнева. Не стал исключением и вечер закрытия: балерина предстала перед зрителями в рамках миниатюры Марко Геке «Убитый». Его уникальный хореографический язык в сочетании с невероятной пластикой балерины, чарующей музыкой в исполнении французской певицы Барбары и выдающейся работой художника по свету погрузил собравшихся в мрачную, но вместе с тем манящую атмосферу, наполненную мистикой и волшебством. «Марко Геке достаточно молод для хореографа, — рассказывает Диана Вишнева. — Некоторые его работы я видела на различных гала-концертах, про него мне рассказывал директор Штутгардского театра, который прочил ему достаточно серьезное будущее. Поэтому мне захотелось познакомиться с этим человеком и поработать в его стиле».
Диана Вишнева
Несколько часов движения, потрясающей музыки и артистизма пролетели, как один миг. Так же быстро, кажется, пронесся и сам фестиваль, объединивший в этом году более ста выдающихся танцоров, которые и создают контекст современного балета. Помимо ежевечерних выступлений, зрителей ждали лекции, мастер-классы и круглые столы. Кроме того, продюсер проекта Алексей Боков провел public talk с Дианой Вишневой, обсудившей с собравшимися такие острые темы, как интерес классических балерин к современной хореографии, невозможность развития балета в рамках одной лишь классики, ожидания зрителей от современного хореографического действа и как не позволить балету стать «статусным заповедником». Завершил фестиваль гала-ужин в отеле «Метрополь», на котором присутствовали участники этого интереснейшего мероприятия и многие любители современного балета.
Вячеслав Муругов и Павел Каплевич
Софья Гудкова
Сергей Капков
Анастасия Рагозина, Надежда Оболенцева и Павел Каплевич
Екатерина Мцитуридзе и Вячеслав Муругов
Елена Маликова
Константин Селиневич и Анжелен Прельжокаж |
Наталья Тимакова и Александр Будберг |
Даниель Агами, Алексей Боков и Венди Перрон
Павел Каплевич и Юрате Гураускайте
Алексей Боков и Наталья Кузьмина
Маша Федорова |
Катя Мухина |
Анжелен Прельжокаж и Алексей Боков. Диана Вишнева и Алексей Боков. Айдан Салахова и Павел Каплевич