Красотa

АромаШопинг: интервью с парфюмером марки Clive Christian Викторией Кристиан

На днях в Москве прошла презентация нового аромата британского парфюмерного бренда Clive Christian. Автор самых дорогих духов в мире приехал в столицу со своей дочерью Викторией, которая, наравне с отцом, работает, пожалуй, c самой тонкой материей — запахами.

Мы встречаемся с Викторией Кристиан,

потомственным парфюмером и просто красивой, харизматичной женщиной в одном из камерных залов Резиденции британского посла, расположенной на Софийской набережной.

Атмосфера — гобелены на стенах, антикварная мебель, люстра из хрусталя — располагает к неспешным беседам вполголоса. В изящных фарфоровых чашках — английский Earl Grey (с лимоном, без сахара и молока), вазы наполнены алыми розами, в воздухе стоит терпкий, почти пьянящий аромат духов.

Виктория рассказывает об отце — сэре Клайве Кристиане, известном дизайнере интерьеров, воспевающем викторианскую роскошь, который приобрел старинную компанию, выпускающую мебель, в начале 1980-х годов. Обращаю внимание на небольшой флакон зеленого цвета, увенчанный короной — оказывается, что это настоящий раритет, с которого, согласно легенде, началась парфюмерная история Дома. Произошло это в 1999 году, когда семья переехала в особняк в центре Лондона. Во время ремонта в полу был обнаружен пузырек — тот самый, что я вижу сейчас перед собой — помеченный биркой одного из самых известных в Британии брендов Crown Perfume, основанного еще в далеком 1872 году. Свои первые духи амбициозные парфюмеры создали для… королевы Виктории, которой так понравился аромат, что она подарила им свою корону, а также именной герб — словно какому-то лорду! Спустя более чем сто лет история повторилась: Клайв Кристиан, перезапустивший марку под собственным именем, посвятил свой парфюм No.1 другой королеве — Елизавете II, которая удостоила его правом носить герб и девиз, звучащий как Fax Mentis Honestae Gloria («Слава — светоч благородной души»).

К слову, No.1 признан самым дорогим ароматом в мире — его цена превышает 250 000 долларов, и это неслучайно, ведь королева достойна только лучшего: от самых редких ингредиентов, в том числе таитянской ванили и розы центифолии, до хрустального флакона Baccarat, украшенного золотом и бриллиантами. Но об этом — чуть позже, а пока мы говорим о любимых местах Виктории, ее медовом месяце, проходившем в Шанхае, и впечатлениях, которые произвел на нее наш город.

— Виктория, с приездом! Как вам Москва, вы тут впервые?

— Нет, что вы, я бывала тут много раз! Дайте-ка подумать… Да, наверное этот визит уже пятый или даже шестой. Правда, я пока не была нигде, кроме Москвы, но вы же понимаете — иногда перемещения по вашему городу занимают так много времени, что ни на что другое уже сил не остается (смеется). Зато я успела посмотреть столицу во все сезоны, и должна заметить, зимы у вас лютые! И, знаете, сегодня я впервые оказалась в резиденции посла — потрясающее место! И что особенно удивительно, здесь я вижу портреты людей, имеющих не последнее отношение к нашему бренду: вот, например, королева Виктория — именно она презентовала Crown Perfume корону и герб, которые впоследствии стали отличительными чертами и Clive Christian (улыбается).

— Как вы считаете, у Москвы есть свой особенный запах?

—  Забавно, никогда не задумывалась об этом… Но, как правило, в Москве все время слишком холодно, чтобы я могла уловить какой-то особенный аромат — я все больше занята попытками согреться, чем «принюхиванием» к особенным запахам города (смеется). Но что могу отметить, так это совершенно особенный стиль русских женщин — ни в одной стране мира я не видела ничего подобного! Весь их внешний вид — от прически до обуви — говорит об абсолютной уверенности в себе. И еще одно наблюдение: люди на улицах не улыбаются — в отличие, например, от меня — я-то все время смеюсь. Но, несмотря на, казалось бы, недружелюбное выражение лица, на самом деле все очень милые и доброжелательные. Удивительно!

— В оправдание сограждан скажу, что ситуация меняется — мы работаем над собой и учимся улыбаться, правда, процесс этот долгий и непростой… Расскажите о новом аромате. Говорят, что буква L в его названии — от слова Love, а сам парфюм — ода любви. Возможно ли передать столь сложную эмоцию посредством запахов?

В этот момент Виктория берет в руки два флакона, озаглавленных буквой L, и наносит мужской и женский аромат на мои запястья. В первый момент запах кажется очень насыщенным, почти резким, но это именно тот эффект, которого добивались парфюмеры:

— Чувствуете? Все наши парфюмы очень концентрированы, благодаря чему аромат длится, длится и длится, поэтому L в названии можно трактовать и как Love («Любовь»), и как Last («Длительность»). Каждый запах состоит из десятков слоев, которые час за часом раскрываются на коже, погружая вас в новые ощущения. Я бы не стала называть наши духи «сложными», мне ближе слово «сложносочиненные», и им же я бы попробовала охарактеризовать любовь, чувство, которое невозможно определить к какой-нибудь категории.

Когда мы говорим о любви, важно помнить, что это — основополагающий элемент любых отношений, идет ли речь о любви женщины к мужчине или ее чувствах, скажем, к парфюму. В любом деле любовь должна стоять во главе угла. Так и с нашей новинкой — безусловно, L означает Love (без любви бы просто не было этого аромата!), но она может так же значить London, Luis или даже одну из букв имени моего отца — Clive, завершающую трилогию ароматов, вышедших под названиями C и V.

— Но я слышала красивую версию о том, что работа над ароматом совпала с объявлением о вашей помолвке — это действительно так?

— Отец никогда не скажет об этом, но, возможно, это действительно так (улыбается). Я вышла замуж достаточно поздно, почти в 35 лет, хотя я и старшая из его дочерей. Думаю, таким образом он, возможно и не осознанно, решил отметить это событие.

— Вы — одна из немногих женщин, у которой есть собственный, именной аромат — V. Вы участвовали в его разработке или его появление стало для вас сюрпризом?

— Название стало для меня абсолютным сюрпризом — клянусь, я даже не догадывалась, что аромат станет носить мое имя! Хотя мы и работали над ним вместе, скрупулезно составляя композицию, руководил созданием парфюма отец — он главный дирижер в нашем оркестре. Но, полагаю, он задумывал это с самого начала (смеется). Сложно сказать, насколько эти духи «мои» — говорить о себе вообще всегда очень трудно! — но я думаю, что они ухватили суть.

Сэр Клайв Кристиан с дочерью Викторией

Вообще, мы не просто так называем свои духи при помощи заглавных букв — так каждый может наделить запах своим особенным значением. Мы не стремимся навешивать ярлыки; напротив, парфюм должен быть именно «ваш» и лично вы должны наделит его тем названием, что вам близко. Безумно досадно, когда вас ассоциируют с каким-то узнаваемым массовым ароматом, ведь вы должны пахнуть своим, особенным запахом, уникальным и ни на что не похожим.

— А можете назвать пять ваших любимых запахов — не парфюмерных, а, скажем так, из жизни?

— Я очень люблю запах огня — он всегда ассоциируется с домом, уютом. Люблю, как пахнет сад после дождя. Запах английских садовых роз — тоже из самых любимых. И, конечно, лучший запах на свете — запах близкого человека, объятий. Мм, сказка!

— Как-то раз я брала интервью у Киллиана Хеннеси, и он сказал, что за каждым великим парфюмом должна стоять великая легенда. Вы согласны с этим мнением? Какая легенда стоит за вашими ароматами?

— Знаете, моего отца часто спрашивают, что вдохновляет его на создание ароматов. Помню, как-то раз он ответил: «Если вы ждете, что я начну рассказывать, как я путешествовал по Италии, и вдруг, сквозь ветви лимонного дерева, увидел синее небо, решив запечатлеть его в парфюме,… то вам придется ждать вечность!». Это не его метод работы. Единственная легенда, стоящая за духами Clive Christian, — наследие дома Crown Perfume, передавшее нам корону, которую вы можете увидеть на крышечке каждого из флаконов. Это дар от эпохи, которая больше не существует, эпохи великих произведений, созданных без помощи технического прогресса, исключительно человеческим гением. Сегодня, когда ароматы стали массовыми и однотипными, отец стремится производить уникальный продукт, не нацеленный на широкое потребление. Как в старые времена, он использует только лучшие ингредиенты, воссоздавая рецептуры и привнося в наш стремительный век элементы блистательного прошлого, являющегося для него неисчерпаемым источником вдохновения.

— Виктория, я не могу оторвать взор от изумрудного флакона — это то, о чем я думаю?

— Да, на самом деле — крайне редкая вещица, их осталось всего несколько в мире. К сожалению, многие великие парфюмерные бренды постигла та же участь, что и Crown Perfume — они не смогли пережить эпоху потребления, «быстрой парфюмерии», навязанной Голливудом и масс-маркетом. Но этот маленький флакончик может рассказать массу захватывающих историй! Доподлинно известно, что такие пузырьки были в каютах первого класса «Титаника», духами марки пользовалась Эмилия Эрхарт, первая женщина-пилот, перелетевшая Атлантический океан.

— Пожалуй, последний вопрос — как вы считаете, существуют ли какие-то правила «ношения» вашего парфюма? Возраст, статус, время суток?

— Думаю, если вы достигли того уровня, что можете себе позволить — во всех смыслах — парфюмерию Clive Christian, вы готовы к тому, чтобы носить ее. Я говорю сейчас даже не о материальной составляющей, а об уверенности в себе, которая необходима, чтобы решиться на настолько яркий, ни на что не похожий аромат. Ну а наша главная задача — не разочаровать вас, к чему бы вы ни стремились — получать комплименты или ощущать на себе этот запах на протяжении целого дня. Даже то, как вы ощущаете флакон в своей руке, имеет для нас значение, и потому мы стремимся создать совершенный образец, с которым вы не захотите расстаться.

 

 

 

21 октября 2014
Арина Яковлева для раздела Красотa