В разгар третьей четверти, когда первоклассников отправили на внеочередные каникулы, чтобы хоть немножко передохнуть, родители тоже могут перевести дух и наконец сформулировать, какие страхи про первый класс оказались мнимыми, а какие трудности — реальными.
Ольга Спирина выяснила у специалистов,
как снизить утомляемость школьника, почему для хорошей учебы надо много пить и прыгать и к кому бежать, если почерк в прописях никуда не годится.
Трудность № 1: самооценка.
Опытный московский нейропсихолог Татьяна Григорьева считает, что наиболее чуткими родителям нужно быть к психологическому состоянию первоклашки. «До школы ребенок ощущает себя хорошим, все, что он делает, хорошо. Все методики детского сада и тем более домашнего воспитания безоценочны, вот ребенок и уверен, что он хороший. С появлением конкурентной среды в классе, даже если учитель четко соблюдает правила о том, что нельзя вводить оценки или их заменители, очень важно деликатно объяснить ребенку, что есть вещи, которые у него получаются очень хорошо, просто хорошо и похуже. А у других детей все наоборот. Отличный момент, чтобы объяснить, что люди бывают успешны в разных видах деятельности».
Здравомыслящие психологи предупреждают, что самооценка ребенка в любом случае будет падать, даже если ребенок благополучно адаптируется к школе, потому что он не может стать лучшим везде. Родителю нужно быть готовым к этому, не завышать свои требования и убедить чадо, что если что-то не получается в учении, то это не значит, что он плохой.
|
Трудность №2: внимание.
«У детей в начальной школе большие проблемы с вниманием, им трудно сосредоточиться. Для тренировки внимания есть разные игры. Настольные игры, игры, в которые можно играть в машине или метро по дороге. Участие в игре — это еще и хороший педагогический прием: вот, смотри, в игре ты смог легко запомнить, значит, можешь и в уроках», — уверена психолог и педагог Олеся Заиченко, которая много лет помогает справляться с трудностями в учебе школьникам.
Например, игра «Бесконечное предложение»: первый игрок говорит «Стул», второй — «Красивый стул», третий — «Красивый стул стоит», и так появляется длинное-длинное предложение, которое каждый из игроков должен каждый раз полностью воспроизвести и не запутаться. Очень полезно развивать наблюдательность и зрительную память: например, попросить ребенка посмотреть полминуты на соседа по метро, а затем отвернуться и детально описать его, или во всех подробностях рассказать, что было на тренировке или кружке — кто как был одет, что принес, что и как сказал и т.д.
Трудность №3: утомляемость.
Утомляемость — одна из самых распространенных проблем школьников, она связана с функционированием подкорки, энергетического блока мозга, его «батарейки». Как только ребенок начинает вертеться на стуле, теребить что-то, допускать много глупых ошибок — пропуски, лишние буквы, дважды написанные слоги и слова — нужно задуматься о том, чтобы «подзарядить батарейку».
Олеся Заиченко советует родителям почитать про кинесиологию и «гимнастику мозга» — упражнения, которые тренируют обе руки, а значит, и оба полушария. Например, рисовать обеими руками мелкие рисунки (колечки, палочки) от края листа к середине, потом, наоборот, от центра к краям. Можно двумя руками рисовать рисунок — рожицу, солнышко, дерево — что-то симметричное. Хорошо жонглировать двумя руками или делать «перекрестный шаг» — левый локоть к правому колену, потом правый локоть к левому колену, это упражнение надо делать очень медленно, чтобы поймать равновесие.
По мнению нейропсихологов Петербурга, на энергетический блок мозга хорошо воздействуют ритмы: перед уроком и в паузе очень помогает потопать, похлопать, простучать песню или стихотворение, повторить ритм за учителем.
Это разминка для переменки. А по большому счету снизить утомляемость, по мнению нейропсихолога Татьяны Григорьевой, может выполнение простейших правил, о которых твердят родителям с момента подачи документов в школу. Нужно соблюдать режим: ложиться вовремя, вовремя кушать (важно интересоваться у ребенка, что именно он съел в школе, не нужна ли ему добавка), не «отсыпаться» на выходных — максимум можно дать поспать на часик дольше, чем в будни.
Татьяна Григорьева: «До школы ребенок находился в своем естественном движении, бегал, прыгал, а в школе вынужден сидеть столько, сколько того требует дисциплина. Это огромное напряжение, мышечная атония, которая не способствует учению.
Нейропсихология доказала, что учиться легче всего тогда, когда организм двигается весь — тогда работает и нервное волокно. Вы замечали, что, когда дети думают, они начинают болтать ногами, крутить что-то в руках? Это естественное движение, полноценно двигаться им запрещено, поэтому они перешли на что-то едва заметное, мелкое, но необходимое им для интеллектуальной деятельности. Не такая уж плохая идея, дать им с собой в школу для этих целей массажный мячик, шарик, колечко или какой-то антистрессовый тренажер для рук. Ни в коем случае нельзя запрещать им такое движение! Не нужно заставлять сидеть ровно, когда ребенок делает уроки. Правильная поза необходима только для письма, читать можно в любой позе, хоть на коленях, хоть лежа на животе и болтая ногами, а считать — даже вверх ногами, что и описано в педагогических книжках Никитина. В экспериментальной школе Тубельского, например, комплексы для лазания расположены прямо в классе и пользоваться ими можно во время урока, если ребенку необходимо разрядиться».
В продолжении этой мысли Татьяна советует обязательно включить в нагрузку ребенка спортивные или танцевальные занятия — минимум два, а лучше три раза в неделю по 1-1,5 часа, чтобы ребенок по-настоящему физически уставал и компенсировал умственную усталость.
Когда и зачем нужно бежать к специалистам
Они, специалисты, знают, что дети очень разные. К счастью, традиционное школьное образование больше не переделывает левшей в правшей, но оно все равно ориентировано на среднестатистическое восприятие информации. Например, легче всего в школе детям, у которых ведущее полушарие левое (отвечающее за логику) и которые лучше всего воспринимают информацию на слух.
Если же ваш ребенок кинестетик (т.е. его ведущий орган восприятия — осязание), ему может прийтись туго в первом классе. А если у него не совпадают ведущая рука и ведущий глаз, то ему в разы труднее освоить грамоту, и требуются специальные занятия. Левополушарные дети легче усваивают объяснения от общего к частному, правополушарные, наоборот, — от частного к общему. И если родитель при помощи специалиста определил тип способностей своего ребенка и делает ставку на подходящее для него объяснение, это очень повысит понимание предмета.
Так что столкнувшись с грязью в прописях или неспособностью понять условия задачи, не спешите обвинять своего ребенка в лени. Можно обратиться сначала просто к школьному психологу — он обычно способен определить тип проблемы и посоветовать специалиста. А затем отправляйтесь к нейропсихологу — сегодня в Москве они есть даже в бесплатных муниципальных центрах в каждом округе.