Сегодня легендарной певице из крошечного Кабо-Верде могло исполниться 78 лет — в честь этой даты компания Google даже посвятила ей дудл. Вспоминаем историю бесценного бриллианта в короне островов Зеленого Мыса.
Сезарию Эвору часто называют черным бриллиантом в короне крошечного государства Кабо-Верде, но разве можно измерить материальную ценность и значение босоногой певицы морны, фаду, модиньи для каждого из нас и этого мира…
Босоногая дива родилась в семье музыканта и кухарки и навсегда прославила и родной портовый городишко Минделу, и Кабо-Верде, и острова Зеленого Мыса, о которых, кажется, до ее появления вообще мало кто слышал. Но самое главное, что эта женщина — по ее собственным словам, обычная, не слишком счастливая, не богачка и не красавица, просто женщина, каких миллионы, — подарила миру музыку и раскрыла ему свою душу, которую так легко понять тем, кто умеет слушать. Сезарии Эворы нет с нами уже восемь лет, но она до сих пор подает нам пример человечности, трудолюбия и терпения, проникая в самое сердце гипнотическим тембром своего голоса. Sodade, Сезария, сердце переполнено тоской и светлой грустью. Так что же мы знаем о женской судьбе босоногой королевы?
Семейные узы
Сезария появилась на свет в бедной, но дружной семье. Она росла вместе с четырьмя братьями и была настоящей любимицей отца. Кажется, после его смерти — тогда ей было всего семь — она так и не оправилась. Она говорила: «В тот день, когда я поняла, что больше никогда не услышу, как он играет на гитаре, я стала другой». Девочка начала бунтовать, ссориться с матерью, в итоге та сдала ее с рук на руки католическим монахиням, с которыми Сезария прожила три года. Эти годы будущая певица описывает кратко и исчерпывающе — ад. Ей так не хватало свободы, что она убедила бабушку забрать ее к себе, потому что в приюте… живут призраки. Петь она начала еще в церковном хоре, но на сцену вышла только через несколько лет — мечта звезды начала исполняться, и пути назад уже не было. В портовых тавернах под аккомпанемент гавайской гитары она исполняла проникновенные песни и срывала аплодисменты. Грудным бархатным голосом она пела в стиле морна, фаду и коладера — пела о любви и разлуке. И в том числе — о любви к семье. В репертуаре Эворы много песен, посвященных близким. Она была очень домашним человеком и все свободное время старалась проводить с семьей в родном Минделу. В своих интервью она не переставала говорить о любви к матери, о том, как скучает по ней и как благодарна ей за все.
Мужчины в жизни Сезарии
Первая любовь, по воспоминаниям Сезарии, случилась с ней в 14 лет. Певица вспоминает, что ей очень нравился запах избранника, и что долгие годы он оставался ее другом. Через пару лет она влюбилась в моряка и гитариста Эдуарду Жуау Шалину, который по-настоящему «расслышал» ее голос и посоветовал застенчивой девушке «открыться» и петь громче. Они начали выступать вместе, появился ансамбль, успешно гастролировавший по местным клубам, а потом… Эдуарду просто сел на корабль и уехал на материк навстречу большим надеждам. День за днем королева морны набирала силу, но все также продолжала искать любовь, тоскуя по преданному сердцу. Она честно признавалась в своей любви к футболистам, в том, что у нее было «столько мужей», что она сбилась со счета, и что никогда не думала о замужестве. Ее замечание — ну, вот такая я женщина: влюбляюсь в одного и уже приглядываюсь к другому — настоящий камин аут! Она родила троих детей, но говорила, что это только ее дети, а мужчины, давшие их, как океанский прилив — пришли и ушли. А еще она повторяла, что «мужчины приходят и уходят, а музыка остается».
Настоящая королева
Сезария Эвора — в отличие от большинства коллег по цеху! — была очень естественной и по настоящему близкой. Одиночество, увлечение алкоголем, которое она благополучно поборола в 1994 году, страсть к объемным платьям и аляповатым украшениям, кричащему маникюру и макияжу, любовь к деньгам, о чем она неоднократно признавалась журналистам — все это не мешало Сезарии Эворе касаться наших сердец своей грустной улыбкой и бархатным голосом. И даже то, что она, Сезария, выступала босиком — это не дань единения с родным народом, не политический жест гражданской сознательности: у нее был диабет, проблемы с ногами, ей было трудно выдерживать многочасовые концерты в обуви, какой бы уютной она не была, поэтому и тут она была откровенна перед своими слушателями, как и в своих песнях. А что касается ее «материальности», то почти все, что она зарабатывала — отчисляла на образование и здравоохранение Кабо-Верде. Мировая известность пришла к ней только в 1988 году, когда ей было 47 лет, в 2000 и 2004 гг. она получила премию Victoires de la musique за альбомы «Café Atlantico» и «Voz d’Amor», в 2004 году — Grammy за «Voz d’Amor». За два года до смерти — в 2009 году — она была награждена орденом Почетного легиона, но, несмотря на все статусные титулы и звания, она останется в нашем сердце как самая «настоящая» из всех музыкальных королев.