Travel News

«Мораль и политика слишком далеки друг от друга»: бунтарю Бобу Дилану — 80 лет

Боб Дилан

Роберт Aллен Циммерман, известный нам как Боб Дилан, культовый американский автор-исполнитель, художник, писатель и киноактер, одна из самых влиятельных фигур в музыке на протяжении последних пятидесяти лет, сегодня разменял восьмой десяток. Впервые он громко заявил о себе в 60-х выходом пластинок Bob Dylan и The Freewheelin’ Bob Dylan. На его счету 39 студийных альбомов, причем он успел попробовать свои силы, кажется, почти во всех музыкальных стилях. И это не только фолк, но и кантри, блюз, рок-н-ролл и даже христианский рок. А еще Дилан известен как художник и обладатель Нобелевской премии по литературе, которую он получил пять лет назад с формулировкой «за создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции». За годы творчества Дилан перепробовал массу амплуа, но в большей степени известен как «певец протеста», хотя этот имидж ему не очень импонирует, поэтому Дилан всеми силами пытался от него избавиться.

Боб Дилан
Боб Дилан, фото Тед Расселл (1961-1964 гг.), Govinda Gallery

В день рождения музыканта анализируем его главное амплуа и приглашаем на фотовыставку в Питер, где можно будет увидеть Дилана в объективе не менее культового фотографа Барри Файнштейна — впервые в России!

«Пикассо взломал и расколол существовавший до него мир искусства. Он был революционер. И я понял, что хочу стать таким же».

Певцом протеста Дилана стали называть из-за его песни Blowin’ In The Wind, а также потому, что он оказался в гуще лево-ориентированного фолк-движения Гринвич-Виллиджа, но сужать его творчество только лишь до политического аспекта некорректно. Еще в детстве он фанател от рок-н-ролла и делал каверы на песни Элвиса Пресли и Литтла Ричарда в школьном ансамбле в родном городке Дулут в американском штате Миннесота и был всерьез увлечен творчеством кантри-певца Хэнка Уильямса и афроамериканцев Ледбелли и Одетты, исполнявших блюз. Во время учебы в университете он пел в фолк-клубах и разделял идеи левого движения, как и его сверстники, вдохновленные романтикой революции на Кубе 1959 года.

«Большинство исполнителей старались донести до слушателей себя, а не песню, мне же на это было наплевать. Для меня главное было — песня».

Боб Дилан
Барселона, 1984

Композиция Blowin’ In The Wind 1962 года, из-за которой Дилан (не в последнюю очередь) снискал славу бунтаря, не поднимала вопросы политической повестки, а скорее затрагивала ряд вопросов, которые поэт ставит обществу. При этом имен виновных в социальном неравенстве Дилан не называл, ни в кого не тыкал пальцем, поэтому и не понимал, почему же его называют «бунтарем», «певцом протеста». При этом он счел своим долгом присоединиться к Маршу свободы на Вашингтон, тому самому, по окончании которого Мартин Лютер Кинг произнес на ступенях Капитолия свою легендарную речь «У меня есть мечта».

«Человек счастлив, если в промежутке между пробуждением и отходом ко сну занимается тем, чем хочет».

Боб Дилан
Боб Дилан, рок-фестиваль в Азкене, 2010

Что бы ни говорил сам Дилан, его произведения — энциклопедия современной жизни, ведь он реагировал на новостную повестку текстами и музыкой. Взять хотя бы убийство афроамериканского активиста Медгара Эверса (Only a Pawn in their Game) или убийство чернокожей буфетчицы фермером-богачом (The Lonesome Death of Hattie Carroll). В North Country Blues он поведал миру о нищете американских горняков (аналогия по поводу выступлений российских шахтеров на Горбатом мосту в конце 90-х так и напрашивается), а в Ballad of Hollis Brown поведал о трагедии фермера, который из-за нищеты погубил собственную семью и самого себя.

И как бы Дилан ни открещивался от политической окраски своего творчества и образа бунтаря, все сделанное им актуально и по сей день. Просто удивительно, что члены движения Black Lives Matter еще не подняли его на свой флаг, ведь певец всегда прямолинейно высказывался по поводу любой несправедливости — расовой, социальной или любой другой.

Про Боба Дилана написаны сотни, если не тысячи статей, его личность и творчество исследовали в соответствующих книгах и фильмах, но познакомиться поближе с великим голосом поколения можно и на фотовыставке, правда, для этого надо будет отправиться в питерскую галерею KGallery, где с 21 июня по 5 сентября впервые в России устроят экспозицию работ культового фотографа Барри Файнштейна Bob Dylan & others.

Боб Дилан
Боб Дилан, Отсский паром, Бристоль, Англия, фото Барри Файнштейна (1966 г.)

Фотоработы Файнштейна, который ушел из жизни десять лет назад, украшали обложки сотен альбомов культовых музыкантов и страницы мировых журналов. На выставке можно будет увидеть легендарную серию портретов Боба Дилана, а также кадры с Дженис Джоплин, Эриком Клэптоном, Джорджем Харрисоном, Миком Джаггером и другими легендами музыки. Отдельная часть выставки будет посвящена Голливуду, с которого начался путь Файнштейна как востребованного фотографа кинозвезд, политиков, музыкантов.

Боб Дилан
Фото Тед Расселл, Polaris

В 26 лет Гарри Кон, основатель, президент и продюсер кинокомпании Columbia Pictures, нанял Барри ассистентом на киностудию, где тот не расставался с камерой Nikon, а вскоре стал фриланс-фотографом и продолжил увековечивать знаменитостей: Элизабет Тейлор, Клифта Монтгомери, Стива Маккуина. Снимал он и политиков, например, Джорджа Кеннеди, Ричарда Никсона. Но наибольшую популярность ему принесли фото героев музыкальной сцены. Что касается Дилана, то его портрет, который Файнштейн сделал в 1963 году, стал обложкой альбома The Times They Are a-Changing’, а в 1966-м и 1974 году Барри вообще был эксклюзивным фотографом исполнителя во время его турне. Кадр 1963 года и более 10 портретов Дилана из турне 1966-го можно будет увидеть на выставке в KGallery наряду с другими работами Файнштейна.

Снимки Барри Файнштейна предоставлены партнером выставки The J. Blatt Agency LLC, New York

Детали:
kgallery.ru