Культура

Art Talks с Юлией Акимовой: как карантин открыл для музеев и галерей новые возможности

Art Talks с Юлией Акимовой: как карантин открыл для музеев новые возможности?

Кто мог представить, что в один момент во всем мире закроются музеи, выставки и даже коммерческие галереи? Кто мог вообразить, что отменятся самые яркие международные культурные события, включая ярмарку Art Basel, которая, кстати, должна была в этом году праздновать свой пятидесятый юбилей? Что художники, кураторы, арт-дилеры и коллекционеры будут изолированы на длительное время в своих домах и квартирах. Казалось бы, все это должно было привести к серьезному кризису в отрасли. Однако удивительное рядом!

Глобальный локдаун положил начало созданию абсолютно новых способов взаимодействия между искусством и его любителями.

Разные культурные институты вынужденно стали искать себя в формате онлайн. Начиная с пользователей социальных сетей, которые соревновались в изобретательности, участвуя во флешмобе по воссозданию шедевров живописи и скульптуры, заканчивая крупнейшими музеями мира, которые открыли свои двери для виртуальных туров.

Art Talks с Юлией Акимовой: как карантин открыл для музеев новые возможности?

Безусловно, музеям в карантин пришлось нелегко: реализовать онлайн-формат для них — задача нетривиальная, введь важна особая аура пространства… А в условиях их физического закрытия ситуация осложнялась также существенными финансовыми убытками. Однако с подобным вызовом многие кураторы справились просто «на ура»: любители искусства по всему миру получили возможность рассмотреть вблизи «Джоконду», заглянуть в музейные хранилища, послушать лекции или обучающие программы. А некоторые музеи пошли еще дальше и приоткрыли двери своих реставрационных мастерских — святая святых, куда никогда до этого не пускали любопытных наблюдателей.

Беспрецедентная онлайн-активность спровоцировала повышенный спрос на искусство. Именно на карантине потребление цифрового культурного контента приобрело практически массовый характер, что привело к развитию и другого аспекта — продаж арт-объектов онлайн. Этому, безусловно, способствовало и длительное нахождение людей дома, в изоляции. Пришло понимание, что эмоции можно и нужно получать «здесь и сейчас», а именно — с помощью искусства на стенах собственного дома. Ведь основная задача искусства, в частности, живописи — дарить эмоции своему обладателю.

https://posta-travel.ru/article/louvre-will-show-mona-lisa-closer/

Интересный и довольно успешный пример — группа «Шар и Крест» в Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации), которая справилась с двойной задачей:

— во-первых, осчастливила состоявшихся и начинающих коллекционеров, которые смогли приобрести за символическую плату работы не только молодых авторов, но и таких мастеров, как Айдан Салахова и Рустам Хамдамов;

— во-вторых, что еще важнее, поддержала художников, которым, в связи с закрытием выставок, ярмарок и коммерческих галерей, пришлось непросто.


На последнем моменте хотелось бы остановиться немного подробнее. Многие художники на время изоляции были вынужденно заперты в своих студиях. Кому-то это даже пошло на пользу: тем, кто смог заранее впрок запастись материалами и холстами и сосредоточился на работе, абстрагировавшись от внешнего мира. Однако большинство представителей творческих профессий все же лишились существенной части своего дохода (зачастую и так нестабильного). А некоторые даже лишились возможности творить. Так, отличительная особенность техники французского мастера графики Франсуа Саука — создание работ исключительно с натуры. Уже более тридцати лет он проводит еженедельные сессии в своем ателье, куда приглашает натурщиц для позирования. Во время карантина это стало невозможно. Выход нашелся опять же в сфере онлайн: он и его коллеги, которые работают алла прима, проводили сессии рисунка с помощью небезызвестной программы Zoom. И весьма успешно.

— во-вторых, что еще важнее, поддержала художников, которым, в связи с закрытием выставок, ярмарок и коммерческих галерей, пришлось непросто.

В ответ на трудности, с которыми столкнулись художники, в некоторых странах прошли массовые акции в их поддержку, например, Sin Arte No в Колумбии, что означает «Без искусства нет…». Нет ни свободы, ни образования, ни самой жизни…. Настоящий протест от представителей творческих профессий Латинской Америки, который был услышан и поддержан даже в некоторых европейских странах…

Безусловно, и до самоизоляции существовало большое количество разнообразных ресурсов, с помощью которых можно было свободно приобретать искусство онлайн, начиная от Saatchi art, заканчивая Artsy или Artnet. Однако, в отличие от других сфер торговли, с живописью было несколько сложнее: эти платформы все же не воспринимались в качестве основного способа приобретения искусства, многие коллекционеры на разных уровнях предпочитали преимущественно живое знакомство с арт-обьектом перед его приобретением.

Но в результате длительной самоизоляции этот тренд начал меняться.

Во время локдауна усилилась активность онлайн-аукционов, при этом можно было сделать весьма выгодные арт-приобретения, поскольку глобальный экономический кризис заставил игроков рынка в различных сферах стимулировать своих покупателей с помощью специальных предложений и более гибких финансовых условий. Стали появляться и новые проекты в сфере продажи и продвижение современного искусства, например платформа Teo, созданная на базе ярмарки Cosmoscow.

— во-вторых, что еще важнее, поддержала художников, которым, в связи с закрытием выставок, ярмарок и коммерческих галерей, пришлось непросто.

Однако, на мой взгляд, несмотря на объективные и в целом позитивные изменения, связанные с развитием онлайн-активности в арт-сфере, нельзя говорить о том, что интернет станет основным полем деятельности разнообразных художественных институтов (музеев, галерей, ярмарок). Не стоит забывать о том, что искусство — живая эмоция, химия между смотрящим и арт-обьектом. Это как любовь с первого взгляда: или есть — или нет. И пока реальная любовь не может быть вытеснена отношениями с «искусственным интеллектом», взаимодействие с искусством не может полностью перейти в формат онлайн.

14 июля 2020
Юлия Акимова для раздела Культура