13 августа исполняется 120 лет со дня рождения великого и ужасного гения саспенса, мастера триллера, кинорежиссера, сценариста и кинопродюсера сэра Альфреда Джозефа Хичкока.
Третьему ребенку в семье бакалейщика из английского Лейтонстоуна пришлось преодолеть непростой путь, чтобы снискать славу легендарного режиссера и сценариста. Прошло много лет, а его фильмы и по сей день вызывают интерес, восхищение и острые эмоции — как у кинолюбителей, так и у признанных авторитетов индустрии.
Гений кинематографа не отличался многословностью, был известен неоднозначными шутками над коллегами по съемочной площадке, строгими правилами и любовью к классическим костюмам. Сам он был такой же загадкой, как и его творения. В день рождения сэра Альфреда Хичкока мы решили вспомнить некоторые интересные подробности его личной жизни и творческого пути.
Тернистый путь в кино
Предки Хичкока занимались рыбным промыслом, его отец был бакалейщиком, но Альфреда не интересовала проторенная дорожка. Окончив иезуитский колледж Святого Игнатия, он поступил в Инженерно-навигационную школу и параллельно посещал лекции по искусствоведению в Лондонском университете, был электриком в телеграфной компании, а потом стал художником рекламы. Он неплохо рисовал и подавал большие надежды, поэтому в 1920 году ему удалось получить место дизайнера титров в лондонском филиале будущей студии Paramount. Увлечение кинематографом росло, и спустя три года он попробовал себя в роли режиссера. Увы, киностудия закрылась, и его лента «Номер 13» так и не была закончена. Первый самостоятельный режиссерский дебют Хичкока состоялся в 1925 году с появлением картины «Сад наслаждений»: критики высоко оценили творение молодого режиссера, а зрители начали постепенно привыкать к новой звездочке, восходящей на небосклоне кино.
«Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи: сценарий, сценарий и еще раз сценарий».
«Спрашивать меня, о чем фильм, так же бесполезно, как спрашивать художника о вкусе яблок, которые он рисует».
Хичкок-контрабандист
Альфред Хичкок производил впечатление рассудительного и консервативного человека, но только не когда дело касалось кино. Так, во время съемок «Сада наслаждений» он рискнул перевезти через итальянскую границу футы кинопленки и камеру. Таможенники были бдительны, пленку конфисковали, но камеру Хичкок все же провез. Можно только догадываться о его чувствах, ведь он с детства терпеть не мог представителей власти.
«Я не против полиции, я просто ее боюсь».
Любовь и семья
Пока коллеги по цеху с головой погружались в новые любовные интрижки, не завершив старые, Альфред Хичкок хранил любовь и верность одной единственной женщине. Думаем, этот факт достоин особого внимания. И дело тут не только в строгом католическом воспитании режиссера. С Альмой Ревиль, матерью их будущей дочери Патриции, режиссера связывали сердечные чувства и безграничная любовь к кино. Они познакомились в 1921 году, когда Альма была монтажером на студии Famous Players-Lasky. Свадьбу сыграли спустя пять лет, а прожили они вместе вплоть до кончины Хичкока в 1980 году. Альма была фактически вторым режиссером мужа, говорят, именно благодаря ей появилась музыка в фильме «Птицы» (эпизод в ванной), ставшая визитной карточкой ленты. Дочь Хичкоков заразилась любовью родителей к кино и стала актрисой: первый раз она появилась на экране в картине отца «Страх сцены» в 1950 году, где не только играла собственную роль, но и была дублершей главной героини, актрисы Джейн Уайман. Из любви к искусству Хичкок рисковал здоровьем собственной дочери, которая выполняла опасные трюки вместо Джейн.
«Счастливый брак — тот, в котором муж понимает каждое слово, не сказанное женой».
«Я всегда говорил, что женщина должна быть, как хороший фильм ужасов: чем больше места для воображения, тем лучше».
Камео by Хичкок
Великий кинорежиссер не искал славы актера, а если и появлялся на экране, то только эпизодически, всего… 39 раз! Впервые он появился в 1927 году в собственном фильме «Жилец», где сыграл роль пассажира с газетой. Постепенно любовь Хичкока к камео стала его визитной карточкой и гэгом, возможно, специфическим проявлением чувства юмора режиссера. Известно, например, что он любил не самые добрые шутки и мог отправить человеку с арахнофобией презент… в виде коробки с пауком.
«Самые лучшие актеры, конечно, у Диснея. Плохого актера он просто стирает».
«Если я снимаю „Золушку“, зритель сразу видит тело в карете».
Хичкоковская блондинка
С завидным упорством Хичкок отдавал главные роли в своих картинах элегантным блондинкам, отличавшимся своеобразной «холодной» красотой. Сред них и Марлен Дитрих, и Ингрид Бергман, и Ким Новак. Эталоном хичкоковской блондинки была любимая актриса режиссера Грейс Келли. Ее он сравнивал с действующим вулканом, присыпанным снегом.
«Блондинки — самые лучшие жертвы. Это как чистый снег, на котором отчетливо видны кровавые следы».
Вечная слава
Наследие Альфреда Хичкока насчитывает 55 полнометражных картин, 21 тв-ленту серии «Альфред Хичкок представляет» и две документальные картины. И хотя львиная доля его работ считается золотой классикой кино, в копилке режиссера только один почетный «Оскар», полученный в 1968 году. Весной 1979 года ему вручили награду «За достижения всей жизни», а в декабре он удостоился Ордена Британской империи и рыцарского титула. Значимое подтверждение своего вклада в жизнь общества настигло его незадолго до смерти: великий и ужасный сэр Альфред Джозеф Хичкок покинул мир в возрасте 80 лет в своем собственном доме в Лос-Анджелесе. Прах мастера саспенса был развеян над Тихим океаном, а со временем на голливудской Аллее славы появилось две звезды: за телевидение и киносъемку. Годы идут, но образ Альфреда Хичкока продолжает будоражить умы. To be continued…
«Никто не знает, какой будет концовка. Чтобы точно знать, что произойдет после смерти, нужно умереть, хотя у католиков на этот счет есть какие-то надежды».