В Государственной галерее на Солянке открылась выставка «Тарковский. Space», приуроченная к 80-летию кинорежиссёра. На выставке представлены фрагменты декораций, книги, фотографии, эскизы и другие вещи из дома Тарковских.
Многие экспонаты попали на Солянку
из Государственного центрального музея кино, из собраний
киноконцерна «Мосфильм», Госфильмофонда России, Библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна и частных коллекций.
Сестра режиссера Марина Тарковская рассказала, что ее «архив связан с детством и юностью Андрея Арсеньевича, поэтому на этой выставке представлено много предметов из нашего дома, например, детские книги Тарковского, его рисунки».
Пока посетители галереи изучали экспонаты, обозреватель Posta da VIP узнала у звездных гостей выставки, как и когда в их жизни возник Андрей Тарковский.
Андрей Звягинцев, кинорежиссер:
— В 18 лет я посмотрел всего Тарковского (на тот момент последний его фильм был «Сталкер»). Как сейчас помню, в Новосибирск, где я учился в театральном училище, привезли ретроспективу Тарковского. Я был самым младшим на курсе — поступил, когда мне было 16 лет. Многие однокурсники были гораздо старше меня, они уже кое-что знали о кино и рекомендовали, что посмотреть, что почитать. Юра Цехановский, мой сокурсник, взял надо мной шефство и сказал, что ретроспективу Тарковского надо смотреть обязательно. И вот каждый вечер мы ходили и смотрели все, начиная с «Иванова детства» до «Сталкера». Я совершенно ошалел от «Андрея Рублева». Собственно, ради этой среды я и не пошел в десятый класс…
Сергей Соловьев, Андрей Звягинцев
Сергей Соловьев, кинорежиссер:
— Мы с Тарковским учились в мастерской Михаила Ромма. Правда, в разные годы. Он был меня старше на несколько лет. Хорошо помню, что дело было 4 сентября, мы с другими студентами сидели на лекции. И тут в аудиторию вдруг заглянул какой-то парень. Педагог прямо во время лекции обратился к нему, мол, что ты там стоишь, заходи! Парень зашел в аудиторию с каким-то газетным кульком. Педагог у него спросил: «Что в кульке?» А парень, робея, говорит: «Да, там у меня „Золотой лев“ с Венецианского фестиваля». Он, оказывается, пришел похвастаться своей первой большой наградой за фильм «Иваново детство» к преподавателям во ВГИК. Тогда-то мы и познакомились. Они — курс, на котором учились Тарковский, Шукшин, Кончаловский — учились у Ромма перед нами. Очень сильный, хороший курс у них был.
Любовь Толкалина, Сергей Соловьев
Федор Павлов-Андреевич, куратор выставки «Тарковский. Space»:
— В 1987 году я открыл Тарковского для себя через Сокурова. В ДК «Буревестник», на окраине Москвы посмотрел фильм «Московская элегия» (документальная картина, посвященная Александром Сокуровым памяти Андрея Тарковского, — прим. Posta da VIP). Сокурова на тот момент показывали только на окраинах, не в центре. А я жил тогда в Сокольниках, которые считались окраиной. В общем, так я узнал о Тарковском.
На организацию выставки меня подтолкнула магическая цифра 80. И то, что на самом деле, в среде кинематографистов не так много героев, которые однозначно признаны художниками и которых надо выставлять в музеях. Например, Аббас Киаростами, Питер Гринуэй, Фассбиндер. Вокруг них делают музейные выставки. А у Тарковского такого уровня выставки еще не было. Эта выставка — пространство Тарковского, вокруг него и внутри него. Помогали мне Вячеслав Шмыров и Катя Бочавар, гениальный архитектор, которая все тут построила. И, конечно, сестра режиссера — Марина Арсеньевна Тарковская.
Самый интересный экспонат, на мой взгляд, — это орден, который Арсений Тарковский подарил своей жене, когда она родила сына Андрея. И вообще, мне все очень интересно про Арсения Александровича, потому что многое сразу становится понятно про Андрея.
Сергей Соловьев, Федор Павлов-Андреевич
Алексей Благовестнов, скульптор, автор скульптурной композиции — Василий Шукшин, Геннадий Шпаликов и Арсений Тарковский — около входа во ВГИК
В 2004 году Сергей Соловьев на своем дне рождения предложил мне изваять памятник Шпаликову, Шукшину и Тарковскому. В 2009 году ВГИК отмечал 90-летний юбилей, и к этой дате и приурочили открытие скульптурной композиции.
Поскольку Сергей Соловьев очень близко знал Тарковского, он долго утверждал позу, в которой я изобразил режиссера. В итоге мы сошлись на том, что действительно Андрею Тарковскому ближе всего — вот это нервное покусывание ногтей, и тут альтернативы просто не было. Работалось очень тяжело. Сама лепка была три месяца, а подготовка — полтора года. Это гипсовая модель с бронзового оттиска.
Алексей Благовестнов
Выставка «Тарковский. Space» в Москве будет открыта до 20 мая.
Сегодня, 12 апреля на выставке состоится презентация непрокатной версии «Соляриса» с участием актрисы Натальи Бондарчук.
Сайт галереи на Солянке с расписанием работы выставки:
http://solgallery.ru/exhibitions/304
Светлана Устинова
Рената Пиотровски
Сергей Соловьев, Андрей Звягинцев с супругой Анной