В числе самых ярких культурных событий, посвященных празднованию
70-летия Победы в Великой Отечественной войне, — состоявшаяся накануне премьера фильма «А зори здесь тихие…».
История о героизме юных девушек —
не перезапуск картины 72-го года Станислава Ростоцкого, но окно в другое время, трагедия и подвиг маленького человека, рассказанные современным киноязыком.
Премьера фильма «А зори здесь тихие» состоялась в торжественной атмосфере Государственного Кремлевского Дворца: с военным оркестром, стеной памяти воевавших женщин и, что особенно приятно, почетными гостями — ветеранами. Повесть Бориса Васильева в этот раз экранизировал Ренат Давлетьяров, в главных ролях снялись известные актрисы Екатерина Вилкова, Дарья Мороз, Кристина Асмус, а старшину Васкова сыграл Петр Федоров.
Сюжет картины разворачивается в мае 1942 года: разгар битв по всем фронтам, и только у забытого богом разъезда Кировской железной дороги — «санаторий», где сохранилось подобие мирной жизни, а к двум зенитным установкам приставлен небольшой отряд под командованием старшины Васкова. Сюда же, в спокойные карельские леса удивительной красоты, фашисты выбрасывают отряд опытных диверсантов, чья цель — важные транспортные артерии: Беломорско-Балтийский канал и железная дорога. Противостоять элите войск СС предстоит старшине и пяти его подчиненным — юным девушкам-зенитчицам…
«Я родился через 14 лет после окончания войны, — рассказывает режиссер фильма Ренат Давлетьяров. — К нашему поколению она была ближе — мы в детстве, кроме войнушки, ни во что не играли. Современные тинэйджеры воспринимают все иначе. Отношение к военному кино на поколенческом уровне очень разнится. Но уверен, что повесть Бориса Васильева о героизме молодых девчонок переживет многие поколения. Вы можете найти аналог в нашей литературе? Я — нет».
Его поддерживает Влад Ряшин, продюсер картины: «Мы понимали, что беремся за ответственное мероприятие — наша цель была познакомить молодое поколение с повестью Бориса Васильева. Это достойное дело и оно выше тех рисков, которые у нас были».
Фильм получился сильным: история захватывает с первых минут и не отпускает до финальных титров. И после — остается в голове вместе со строчками закадрового текста, музыкой и образами героинь. Стоит отдельно отметить, что создатели картины не эксплуатировали эмоциональную составляющую сюжета: все-таки пять хрупких девушек, неимоверной ценой противостоящие профессиональным бойцам, — тема более чем располагающая к акцентированным драмам и патетическим диалогам. Этого, к счастью, нет. Есть почти сухо, по-военному рассказанная история — каждой из героинь и их общая, есть старшина Васков — немного неуклюжий, не понимающий как быть одновременно и командиром, и отцом волей судьбы попавшим в его подчинение девочкам. И эта кажущаяся скупость повествования оказывает впечатление куда более сильное, нежели пространный рассказ. На экране, в декорациях изумительной красоты лесов, разворачивается не спектакль для зрителей, но реальная история человека, с болью глядящего на свою награду и вспоминающего, какой ценой она досталась.
Кристина Асмус, «Сегодня современному поколению сложно объективно рассуждать о том, что такое подвиг. Ценности стремительно и губительно меняются… Мы постарались снять честное кино о судьбах тех, кто отдал свою жизнь в жесткой схватке с фашизмом. Если наш фильм сможет хотя бы заставить задуматься о ничтожности проблем в сравнении с хрупкостью человеческой жизни и том, как велик наш народ, то мы все делали не зря. Готовясь к роли, я знакомилась с письмами фронтовиков. Каждое читала больше часа, хотя некоторые состояли всего из нескольких строчек. Ком стоял в горле… они пронизаны такой болью и отвагой, отчаянной и бесстрашной любовью к своей стране и всем людям. С такой горячностью народ писал о вере в светлое будущее детей и внуков, что наш прямой долг помнить и чтить их героизм». |
Тимур Батрутдинов: «Обязательно посмотрите это кино в наше непростое время, когда пытаются переиначить и пересмотреть историю. Посмотрите насколько мы сильный народ, насколько сильные у нас женщины, какая серьезная победа у нас за плечами, которую нельзя ни в коем случае омрачать». |
Софья Лебедева, «Мы все очень далеко от тех событий, но честно пытались осознать, пропустить все через себя. Я много готовилась, чтобы погрузиться в то время с головой, читала литературу, изучала фильмы, разговаривала с ветеранами. Это ведь оксюморон, понимаете, женщина — и на войне. Это показывает самый край, всю катастрофу происходившего». |
Вячеслав Тельнов
Ренат Давлетьяров
Анастасия Микульчина и Евгения Малахова
Петр Федоров |
Влад Ряшин с супругой |
Екатерина Вилкова и Илья Любимов |
Евгения Малахова |
Агния Кузнецова |
Софья Лебедева |
Кристина Асмус |
Екатерина Вилкова |
Владимир Мединский
Игорь Верник с сыном
Дарья Повереннова |
Оксана Акиньшина и Ольга Филиппова |
Ольга Орлова |
Юта |
Павел Прилучный с супругой актрисой Агатой Муцениеце |
Петр Буслов с супругой Евгенией |
Марина Ким и Тимур Соловьев |
Павел Астахов с супругой |
Сергей Сельянов |
Виктор Проскурин с супругой |
Екатерина Мцитуридзе |
Юлия Барановская |